
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
12-25.01.2015 г. 
 
Первый в 2015 году штраф за сотрудничество с зарубежным СМИ без 
аккредитации; несколько отклоненных журналистских жалоб; штраф блогерше 
за оскорбление представителя власти; оставленное в силе предупреждение 
негосударственной газете “Народная воля” и другие события.  
 
13 января суд Ленинского района Бреста (судья Святослав Калина) оштрафовал 
журналистку Алину Литвинчук на 30 базовых величин за работу без аккредитации в 
пользу зарубежного СМИ. Её обвинили в незаконном изготовлении и распространении 
информации согласно ст. 22.9 ч.2 КоАП. В частности, в материалах дела 
фигурировала "передача информации" о деятельности Брестского областного 
отделения организации "Христианское содружество взрослых и молодых" (YMCA), 
которой была посвящена публикация на сайте "Беларускага Радыё Рацыя". Алина 
Литвинчук отказалась давать показания. Суд сделал выводы на основании показаний 
свидетеля - представителя YMCA Александра Драчука. Алина Литвинчук заявила, что 
будет обжаловать постановление суда. 
 
13 января суд Первомайского района Минска (судья Наталья Петух) отказал 
правозащитнице Елене Тонкачевой в удовлетворения жалобы на милицию в деле 
высылки ее из Беларуси. Напомним, 5 ноября 2014 г. Первомайское РУВД Минска 
предписало Тонкачевой в течение месяца покинуть Беларусь и запретило ей посещать 
страну три года. Основанием для такого решения стали зафиксированные 
видеокамерами факты незначительного превышения скорости автомобилем, который 
принадлежит Тонкачевой. 
Правозащитница это решение обжаловала. Процесс обжалования предусматривает 
приостановку приказа о высылке на три месяца - по месяцу на обжалование в каждой 
из предусмотренных инстанций. 12 декабря правозащитнице отказали в 
удовлетворении жалобы в первой инстанции - ГУВД Мингорисполкома. 
Председатель правления просветительского учреждения "Центр правовой 
трансформации" ("Lawtrend"), гражданка России Елена Тонкачева проживает в 
Беларуси около 30 лет, имеет здесь недвижимость и постоянную работу. "Lawtrend" 
оказывает профессиональную юридическую и экспертную поддержку некоммерческим 
организациям Беларуси, а также в ситуациях с нарушениями прав человека. 
Общественные активисты собрали 7 тысяч подписей под просьбой не высылать 
Тонкачеву из страны. Представители гражданской общественности считают действия 
властей непропорциональной и политически мотивированной санкцией, связанной с 
правозащитной деятельностью. 
 
14 января независимый журналист, член ОО "БАЖ" Александр Левчук получил из 
Брестской прокуратуры ответ на свою жалобу касательно нарушений, имевших место 
во время составления на него административного протокола согласно ч. 2 ст. 22.9. На 
основании этого протокола Левчук был оштрафован на 40 базовых величин за работу 
без аккредитации в пользу телеканала "Белсат". Из ответа за подписью заместителя 



прокурора Бреста Ивана Чайчица следует, что прокуратура отказалась рассматривать 
жалобу журналиста на действия сотрудника милиции. 
 
15 января ОО "БАЖ" получило официальный ответ из Генеральной прокуратуры на 
свой запрос касательно ограничения доступа к ряду интернет-сайтов. В письме 
заместитель начальника отдела по надзору за исполнением прав и свобод граждан 
Павел Елисеев сообщает, что Генпрокуратура не инициировала ограничения доступа 
к упомянутым в обращении ресурсам для всех интернет-пользователей и не владеет 
информацией о принятии госорганами таких решений. Прокуратура пишет, что 
направила обращение ОО "БАЖ" "для рассмотрения по существу" в Министерство 
связи и информатизации.  
Напомним, что 22 декабря ОО "БАЖ" направило в Генпрокуратуру, Управление "К" 
МВД и ОАЦ при Президенте официальные письма. Организация призвала эти 
ведомства срочно обеспечить доступ к ряду ресурсов, которые в конце декабря 
подверглись блокировке (belapan.com, belapan.by, naviny.by, belaruspartisan.org, udf.by, 
21.by, gazetaby.com, zautra.by, charter97.org), провести проверку их незаконного 
блокирования, найти лиц, виновных в нарушении законодательства, и привлечь их к 
установленной законом ответственности.  
 
16 января суд Октябрьского района Могилева решил не привлекать к 
административной ответственности охранника местного магазина Дмитрия 
Прохорова, назвавшего независимую газету "Новы час" фашистским изданием. В 
судебном постановлении говорится, что административное дело против него 
прекращено из-за недоказанности вины. 
Поводом для судебного дела стал инцидент между охранником могилевского магазина 
"777", и распространителем газеты "Новы час" Виктором Череухиным. Согласно 
милицейскому протоколу, Прохоров оскорбил распространителя издания, назвав его 
фашистом. В суде ответчик не признал себя виновным, заявив, что не называл 
Череухина фашистом. Тем не менее не скрывал, что само издание считает 
"фашистским, нацистским и националистическим". 
 
19 января суд Октябрьского района Минска оштрафовал блогера и пиарщицу Елену 
Стогову (Мельникову) на 3 млн 600 тыс. рублей. Ее признали виновной в оскорблении 
прапорщика милиции. Тот пожаловался в суд за ее пост в ЖЖ, в котором упоминались 
слова "менты", "ментовская страна", "ненавижу вас всей душой". Главная претензия 
милиционера - там была размещена его фотография, поэтому он посчитал, что все 
было высказано в его адрес. Блогер подтвердила, что это ее публикация, но не 
признала вины. Согласно ее словам, она высказывала отношение к ситуации, а не к 
конкретному милиционеру. 
Скандал разгорелся в декабре 2014 г., охранники метрополитена не пустили Стогову 
на платформу метро. Они посчитали, что девушка была в нетрезвом состоянии. 
Стогову этот факт возмутил, и она написала об этом скандальный пост, где и 
использовала упомянутое раньше словосочетание. 
Надо отметить, что за последние несколько лет в Беларуси довольно часто 
привлекали к административной и уголовной ответственности за диффамацию в 
интернете. Как показывает практика, наказывали в основном тех, кто "зацепил" 
представителей власти. А вот попытки общественных активистов и журналистов 
отстоять свои честь и достоинство обычно результата не приносили. 
 



19 января Минский городской суд вслед за судом Ленинского райсуда отказался 
рассматривать жалобу гродненского журналиста, члена ОО "БАЖ" Виктора 
Парфёненко на действия Министерства иностранных дел. Это ведомство семь раз 
отказывало ему в аккредитации корреспондента зарубежного СМИ. 
В своей жалобе в суд журналист проводил аналогию с делом Марины Коктыш, которой 
в 2008 г. в аккредитации отказал белорусский парламент. После ряда судебных 
заседаний право за журналисткой признал Комитет по правам человека ООН, который 
обязал Беларусь исправить ошибку. Но доводы Парфёненко не повлияли на решение 
суда. Теперь журналист намеревается обратиться в Верховный суд Беларуси, а также 
в упомянутый выше КПЧ ООН. 
 
21 января Могилевский облсуд отклонил кассационную жалобу представителей 
независимой кричевской газеты "Вольны горад" на решение суда Кричевского района, 
который оштрафовал их на 7 млн. рублей в пользу главного идеолога района. 
Напомним, 8 декабря 2014 г. Кричевский райсуд постановил, что статья "Не в своем 
кресле?", опубликованная в "Вольным горадзе", нанесла ущерб чести, достоинству и 
деловой репутации начальнику отдела идеологической работы, культуры и по делам 
молодежи райисполкома Марины Максимовой. Главный редактор "Вольнага горада" 
Сергей Неровный по результатам суда сказал, что будет готовить надзорную жалобу.  
 
21 января Ленинский райсуд Могилева отклонил жалобу журналиста 
информационного агентства БелаПАН Владимира Лапцевича на действия 
должностных лиц Могилевского облсовета - председателя Анатолия Исаченко и 
главного специалиста Евгения Нальгачева. Судья Лапатина решила, что журналиста 
не допустили на заседания Могилевского облсовета законно.  
В суде чиновник Евгений Нальгачев утверждал, что для присутствия на сессии нужно 
направлять специальное заявление для включения в списки приглашенных. На чье 
имя - не пояснил. Журналист в суде ссылался на белорусское законодательство, 
которое дает право присутствовать на открытых сессиях органов представительной 
власти не только журналистам, но и простым гражданам. И для этого не требуются 
никакие приглашения. В том же регламенте облсовета сказано, что на его сессиях 
имеют право присутствовать журналисты - представители СМИ. 
  
22 января белорусские пограничники около 3 часов продержали на границе 
корреспондентов украинского телеканала "1+1", которые ехали в Гомельский район на 
поминальное мероприятие - на годовщину смерти активиста киевского Евромайдана 
белоруса Михаила Жизневского. 
Вопросы возникли к журналистке "1+1" Валентине Доброте. Ей якобы запрещен въезд 
в Россию, и поэтому белорусские пограничники засомневались, можно ли журналистку 
впускать в Беларусь. Между тем, В. Доброта имела аккредитацию белорусского МИД. 
После длительных разбирательств съемочной группе наконец разрешили въехать на 
территорию Беларуси. 
 
22 января Брестский областной суд отклонил кассационные жалобы члена ОО "БАЖ" 
Алеся Левчука и независимой журналистки из г. Береза Тамары Щепёткиной. 
Обоих суды первой инстанции признали виновными в "незаконном изготовлении и 
распространении продукции СМИ", а по сути – в сотрудничестве с зарубежными СМИ 
без аккредитации. Напомним, 17 декабря Т. Щепёткину суд Березовского района 
согласно ч. 2 ст. 22.9 КоАП оштрафовал на 30 базовых величин. 24 декабря суд 



Ленинского района Бреста наказал Алеся Левчука штрафом в размере 40 базовых 
величин по той же статье. 
Несмотря на аргументы независимых журналистов о том, что они не занимались 
"изготовлением и распространением продукции СМИ", Брестский облсуд покинул 
решения судов первой инстанции без изменений.  
 
22 января Министерство информации сообщило об ограничении доступа к двум 
информационным ресурсам, которые "содержат вульгарную и табуированную лексику 
и способны нанести вред национальным интересам Республики Беларусь". Чиновники 
Мининформа отказались сообщить названия сайтов. 
Позже в этот день журналисты выяснили, что это так называемые "мусорные" сайты с 
зеркальными доменными именами yahooeu.by и yah.by. Они зарегистрированы на 
физическое лицо и не являются полноценными информационными ресурсами. 
 
22 января в Минске журналистам телеканала "Белсат" помешали снимать акцию 
памяти "Небесной сотни" Евромайдана, которую возле памятника Т. Шевченко 
проводили общественные активисты. Еще до начала акции к телеоператору (имя 
решили не озвучивать) подошли люди в штатском. Они заявили, что, поскольку у 
"Белсата" нет аккредитации в Беларуси, то и оператору ничего снимать нельзя. После 
этого его отвели под руки от места проведения мероприятия. 
 
23 января Верховный суд Беларуси отклонить заявление газеты "Народная воля" о 
признании недействительным предупреждения Мининформации.  
Напомним, предупреждение было вынесено 18 ноября 2014 г. за статью "На цепь!" 
размещенную в авторской колонке Светланы Калинкиной в номере от 3 октября. В ней 
публицистка рассуждала о возможных последствиях ратификации соглашения о 
создании Евразийского экономического союза. Чиновники Мининформа увидели в 
авторском мнении нарушение конституционных прав граждан и возможное нанесение 
вреда интересам Республики Беларусь.  
Во времени судебного рассмотрения дела представители "Народнай волі" обращали 
внимание на то, что распространения несоответствующей действительности 
информации в публикации не было, а только высказывалось мнение. Представители 
Мининформа - Юрий Бебешко, Виктория Мелешко и Юлия Кочина - позиции не 
изменили и просили отклонить заявление издания. 
Судья ВС Елена Кострома, заслушав стороны, покинула предупреждение 
негосударственной газете в силе. Редакция "Народнай волі" намерена обжаловать 
решение суда в Коллегию ВС в кассационном порядке.  


