
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 

14.09.-04.10.2015 г. 
 

Несколько зафиксированных службой мониторинга ОО «БАЖ» в этот период 
нарушений прав журналистов и СМИ косвенно или напрямую касались 
текущей избирательной кампании. Одна история касалась фотографирования 
объявления о выборах, вторая – взлома сайта наблюдения за выборами.  

 

17 сентября могилевский журналист Александр Бураков получил ответ на свою 
жалобу, оставленную в книге замечаний и предложений администрации Ленинского 
района Могилева. Напомним, 21 августа сотрудница Департамента охраны МВД 
Илона Михайлова заставила журналиста удалить с фотокамеры все фотоснимки 
после того, как он сфотографировал около здания администрации информационный 
стенд, посвященный президентским выборам. Бураков утверждает, что 
фотографировал только стенд, а здание администрации в кадр не попало. 

 

В ответе начальник Ленинского отдела департамента охраны А. Нестеренко 
сообщил, что изложенные журналистом замечания "не нашли объективного 
подтверждения". Он считает, что действия И. Михайловой были законными и 
обоснованными и соответствовали утвержденным инструкциям. Бураков 
разочарован полученным ответом, поскольку милицейский чиновник фактически не 
ответил по сути изложенных в жалобе замечаний. Он так и не пояснил, какая 
инструкция или какой другой документ запрещает делать фотоснимки 
информационных стендов либо административных зданий и чем была вызвана 
необходимость удаления фотоснимков с камеры журналиста. 

 

22 сентября судья Гродненского областного суда Николай Рачинский, рассмотрев 
кассационные жалобы фрилансеров Александра Денисова и Александра Киркевича, 
оставил в силе решение Ленинского райсуда Гродно признать журналистов 
виновными в нарушении законодательства о СМИ. 

Напомним, 19 августа судья Ленинского райсуда Юрий Казакевич оштрафовал 
Киркевича и Денисова на 25 базовых величин каждого согласно ст. 22.9 КоАП. 
Поводом для возбуждения дела стал видеосюжет о выставке литовских кукол в 
Гродно, размещенном на сайте телеканала "Белсат". Журналистов обвинили в 
незаконном изготовлении продукции СМИ, а именно – в подготовке 
информационного материала для зарубежного СМИ без аккредитации. 

 

23 сентября стало известно, что негосударственной региональной газете 
"Борисовские новости" опять отказали в распространении через системы "Белпочта" 
и "Миноблсоюзпечать". Редакция издания обращалась к директору РУП 
"Миноблсаюзпечать" С. Есину и к гендиректору РУП "Белпочта" И. Саксоновой. 
Издание предлагало заключить договора на распространение через сеть розничной 



торговли, а также на оказание услуг по приёму подписки и доставке печатного СМИ. 
Государственные предприятия-монополисты не желают заключать договоры с 
изданием, ссылаясь на ст. 391 Гражданского кодекса, которая даёт юридическим и 
физическим лицам свободу в заключении соглашений. 

Независимое издание исчезло из киосков «Союзпечати» с 2006 г., накануне 
президентских выборов. В то же время, газету отказалась распространять 
«Белпочта». С 1 июня 2013 г. на «Борисовские новости» опять представилась 
возможность подписаться в отделениях «Белпочты» Минской области, но в 
каталогах она продержалась всего 5 месяцев. 

 

23 сентября сайт компании наблюдения за президентскими выборами «Право 
выбора-2015» пытались взломать хакеры. Об этом сообщил один из координаторов 
компании Денис Садовский. Согласно администратору сайта, около 13-и часов была 
попытка DDOS-атаки с большого количества IP-адресов. Из какой страны шла атака, 
вычислить не удалось. Через два часа кто-то пытался подобрать пароли для входа 
на сайт. В связи с инцидентом на сайте усилены меры безопасности. 

Координаторы компании «Право выбора-2015» связывают попытку DDOS-атаки на 
сайт с желанием помешать независимому наблюдению за избирательной компанией 
и ее информационному сопровождению.  

 

29 сентября стало известно, что посольство Беларуси в России провело встречу с 
руководством российского телеканала "РЕН-ТВ", во время которой было "твердо 
указано на очевидный негативный характер" недавнего видеосюжета о секс-туризме 
в Беларуси. Это следует из ответа заместителя министра иностранных дел 
Беларуси Елены Купчиной, который оказался в распоряжения пресс-службы ОО 
"БАЖ". 

Согласно документу от 25 сентября, МИД постоянно осуществляет мониторинг 
материалов о Беларуси в зарубежных СМИ, и теперь информационная политика 
"РЕН-ТВ" по белорусской тематике "будет отслеживаться особенно внимательно". 

Напомним, 14 сентября в эфире "РЕН-ТВ" показали сюжет авторства Вячеслава 
Николаева и Дарьи Суздаль о якобы наличии в Беларуси и Украине широкого рынка 
сексуальных услуг. Материал вызвал резонанс в белорусской прессе. 

 

2 октября стало известно, что республиканское предприятие по надзору за 
электросвязью «БелГИЭ» закупает систему «выявления средств обеспечения 
анонимности доступа к интернет-ресурсам». Соответствующая заявка размещена 
на официальном портале госзакупок. Согласно ей, система должна быть поставлена 
и внедрена до конца ноября 2015 г. 

В РУП «БелГИЭ» на запрос tut.by пояснили, для чего именно необходима система: 
«Согласно законодательству на БелГИЭ возложены обязанности поиска прокси-
серверов и ананимайзеров. На сегодня наши сотрудники ищут их вручную. Но их 
десятки тысяч, вручную все не найти. Поэтому нами заказан поисковый робот. Наша 
функция – выкладывать их на нашем сайте, а провайдеры должны ограничивать 
доступ к ним». 

 


