

Тыдзень СМІ

Информационная рассылка

ОО "Белорусская ассоциация журналистов"

15-21.06.2015 г.

«Механизм внесудебного ограничения доступа к сайтам представляет серьёзную угрозу свободе СМІ», – считает председатель ОО «БАЖ» Андрей Бастунец. Обоснованность таких опасений доказывает случай с блокировкой сайта kyku.org.

15 июня Министерство информации ограничило доступ к сайту kyku.org, ссылаясь на ст. 38 закона "О СМІ" - за размещение информации, распространение которой может нанести вред национальным интересам Республики Беларусь.

"В ряде публикаций, размещенных на этом информационном ресурсе, содержатся уничижительные высказывания в отношении государственного праздника Республики Беларусь – Дня Победы, граждан страны, в нем участвующих, оспаривается значимость данного события в истории государства, тем самым искажается историческая правда о Великой Отечественной войне. Также в материалах на сайте kyku.org присутствует табуированная лексика, пренебрежительные, а порой и оскорбительные высказывания в адрес представителей определенных социальных групп, национальностей и религиозных конфессий", - сообщило министерство.

Напомним, что право блокировать интернет-сайты Мининформ получил **1 января** 2015 г. после вступления в силу поправок в Закон "О СМІ", торопливо принятых в декабре 2014 г.

Председатель ОО "БАЖ" Андрей Бастунец считает, что механизм внесудебного ограничения доступа к сайтам представляет серьёзную угрозу свободе СМІ. "Основания для блокирования сайта, на которые ссылается Мининформации, противоречат и Конституции Беларуси, и Международному пакту о гражданских и политических правах. Такие меры не только чрезмерные, но и просто недопустимые в цивилизованном обществе", - подчеркивает А. Бастунец.

16 июня стало известно, что правозащитник Павел Левинов направил иск в суд против Белтелерадиокомпании. Он требует опровержения сведений, распространенных в телепрограмме "Клуб редакторов", которые, по мнению Левинова, не соответствуют действительности и оскорбляют его честь, достоинство и деловую репутацию.

В выпуске "Клуба редакторов" от 7 февраля обсуждалась встреча белорусских правозащитников со спецдокладчиком ООН по правам человека в Беларуси Миклошем Харашти в Вильнюсе. Во время обсуждения давались негативные оценки действиям правозащитников. Председатель Белтелерадиокомпании Геннадий Давыдько оскорбительно высказывался в адрес правозащитников, называя их "так называемыми правозащитниками", которые что-то вкладывали "ему [Миклошу Харашти] там в уши".

А гость телепрограммы, депутат Минского горсовета Георгий Атаманов, употребил выражение "правозащитная шпана".

Павел Левинов, который был одним из участников встречи с Харашти, посчитал, что высказывания в эфире государственного телевидения унизили его лично. Перед тем, как обратиться в суд, Левинов попытался решить вопрос через обращение в Белтелерадиокомпанию, но получил отказ.

18 июня брестскому журналисту, члену ОО "БАЖ" Александру Левчуку телефонным звонком из милиции сообщили, что против него начат очередной административный процесс на основании ст. 22.9 КоАП за сотрудничество с зарубежным СМИ без аккредитации. Согласно Ленинскому РОВД г. Бреста, поводом стал репортаж на телеканале "Белсат" об известном футболисте клуба "Динамо-Брест" Романе Василюке. Сам футболист ради этого был опрошен милицией.

На основании упомянутой статьи А. Левчука судили уже дважды: в конце 2014 г. журналист-фрилансер был оштрафован на 40 базовых величин, а в марте 2015 г. - на 21 базовую величину, причем второй суд прошел без участия журналиста.

18 июня гродненский журналист, член ОО "БАЖ" Виктор Парфёненко сообщил, что получил ответ Верховного суда на свое заявление, в котором обжаловал отказы Министерства иностранных дел Беларуси аккредитовать его в качестве корреспондента "Беларускага Радыё Рацыя" (Польша). В письме за подписью заместителя председателя ВС Андрея Забары сообщается, что МИД вправе в течение 6 месяцев отказывать журналисту, если замечаются факты, свидетельствующие о его работе в пользу какого-либо неаккредитованного иностранного СМИ.

Напомним, В. Парфёненко 7 раз – в течение 7 последних лет - получал отказ в аккредитации белорусского МИД. Чтобы отстоять право на работу журналиста, он прошел через все судебные инстанции в Беларуси. Но пока нерезультативно. Теперь Парфёненко собирается подавать жалобу в Комитет ООН по правам человека.

18 июня член ОО "БАЖ" Инна Хомич получила постановление из отдела принудительного исполнения Московского района Бреста с требованием выплатить вынесенный ей штраф не позднее **16 июня**. То есть, когда срок для его взыскания формально истёк. Напомним, что **1 апреля** суд Московского района Бреста (судья Раиса Лобачевская) покорял Инну Хомич штрафам в размеры 30 базовых величин (5 млн 400 тыс. рублей) на основании ст. 22.9 КоАП "за незаконное изготовление и распространение продукции СМИ". Фактически журналистку наказали за сотрудничество с "Беларускім Радыё Рацыя".

Согласно Инне Хомич, штраф она не выплатила, поскольку в постановлении суда отсутствовали реквизиты для перечисления денег. В ожидании письма от судебных исполнителей, журналистка направила электронный запрос в суд и на сайт горисполкома, чтобы ей прислали реквизиты. И уже через несколько дней в отношении Хомич было начато исполнительное производство, а после пришло и постановление с

необходимыми реквизитами. Штраф журналистка оплатила в тот же день (18 июня), но что означает требование передать судебному исполнителю квитанцию об оплате до 16 июня, остается для нее загадкой.