

Неделя СМИ

*Информационная рассылка
ОО "Белорусская ассоциация журналистов"
25.08.-21.09.2014 г.*

В обозначенный период продолжалось преследование фриланс-журналистов за сотрудничество с иностранными СМИ без аккредитации. Особенно опасный прецедент произошел в Могилеве: в квартире журналиста и его родителей провляли обыски только на основании интернет-публикаций за его подписью на сайте иностранного СМИ.

26 августа суд Центрального района г. Гомеля (судья Марина Домненко) отклонил жалобу независимого журналиста Николая Бенько на действия первого заместителя прокурора Гомельской области Вадима Сущинского, который вынес журналисту предупреждение за подготовку информационных материалов без аккредитации на зарубежное СМИ.

Судья отказалась вести судебное заседание на белорусском языке и не разрешила Бенько как члену ОО "БАЖ" иметь в суде своего представителя, также члена ОО "БАЖ", юриста Леонида Судаленко. В ходе слушания запрещено было делать фото- и видеосъемки, кроме аудиозаписи. Решение Центрального райсуда Гомеля Николай Бенько намерен обжаловать в высшей судебной инстанции.

Напомним, письменное предупреждение Гомельская областная прокуратура вынесла журналисту **5 марта** 2014 г. за сотрудничество без аккредитации с "Беларускім Радыё Рацыя", которое вещает с территории Польши. В подтверждение прокуратура привела размещенные на сайте gasyja.com репортажи за подписями Николая Бянько.

27 августа сотрудница отдела идеологии Глубокского райисполкома препятствовала местному журналисту, члену ОО "БАЖ" Дмитрию Лупачу участвовать в мероприятии фестиваля христианских фильмов "Magnificat". Несмотря на предварительную аккредитацию у председателя фестиваля чиновница не разрешила Д. Лупачу пройти в автобус, подготовленный для поездки журналистов. Она заявила, что журналист "Каталіцкага весніку" якобы не имеет аккредитации и не может ехать со всеми другими журналистами.

Сам же Лупач не исключает, что поведение чиновницы - это реакция на его материал для информационного ресурса westki.info, где на одной из иллюстраций видно ошибочное написание названия страны-участницы фестиваля - "Македонія".

29 августа в Минске активиста анархистского движения Романа Халилова повесткой вызвали в РУВД Советского района. По словам Халилова, там уже было подготовлено административное дело против него по ст. 17.11 КоАП - "Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов". Протокол о задержании также был заранее подготовлен. При этом никакой экспертизы не проводилось. "Когда адвокат задала сотруднику милиции, который вел дело, вопрос о том, была ли назначена экспертиза, тот ответил, что это решить суд", - говорит активист.

Рассмотрение дела состоялось в тот же день в Советском райсуде г. Минска. Судья Артём Бескишский постановил, что все 92 материала, которые хранились у активиста, являются экстремистскими, и наказал Романа Халилова арестом на 10 суток.

Поводом для дела об экстремистских материалах, стали книги, буклеты и газеты, которые накануне нашли милиционеры во время осмотра жилья Р. Халилова. В этом перечне оказалась даже литература, не имеющая отношения к политике. К примеру, книга "Искусство войны" Сунь-цзы (признана одним из лучших философских трактатов древности об искусстве стратегии). "Социальный анархизм против анархизма образа жизни", брошюра "АЭС: вся правда о безопасности. Антиатомное сопротивление", журнал "Автоном", листовки "Как организовать забастовку", брошюра "Цель анархизма в стратегическом плане", газета "Наша правда", книга "Чернобыльские уроки" - вот несколько из внесенных в протокол названий, по которым определял экстремизм судья Бескишский. Также в протоколе была запись "листовка на немецком языке".

По мнению правозащитников, решение судьи не основывается на законе. "Вынося постановление по административному делу в отношении Халилова, судья, очевидно, не знал о существовании закона "О противодействии экстремизму". В этом законе, во-первых, дано определение экстремистских материалов. Во-вторых, в этом же законе указано, в каком порядке печатная продукция признается экстремистской", - отмечает юрист Павел Сапелко.

Роман Халилов заявил о намерении обжаловать постановление судьи Бескишского в кассационной инстанции.

3 сентября в Минске примерно в 18.30 недалеко от станции метро Каменная горка сотрудники милиции задержали съемочную группу независимых тележурналистов, которые освещали сбор подписей граждан под обращением в прокуратуру на предмет проверки на экстремизм и запрета трансляции в Беларуси российских телеканалов. Акцию проводили активисты оргкомитета по созданию партии БХД.

Задержанных доставили в УВД Фрунзенского района, где продержали почти три часа. По словам одного из задержанных корреспондента газеты "Новы час" Вячеслава Пешко, в управлении милиции их опросили, но протоколов об административном правонарушении не составляли.

3 сентября стало известно, что журналистка негосударственной газеты "Народная воля" Марина Коктыш выиграла дело против Беларуси в Комитете по правам человека ООН. Члены Комитета признали, что права журналистки были нарушены при отказе ей в аккредитации в Палате представителей Национального собрания.

Напомним, в 2008 г. Марине Коктыш без объяснения причин отказали в аккредитации при ПП НС. Позже в устной форме прежний председатель Комиссии по правам человека, национальных отношениях и СМИ Юрий Кулаковский сообщил, что допуск в помещение журналистке запрещен службой безопасности президента.

Мю Коктыш несколько раз обращалась в белорусские судебные инстанции, но ситуация с её аккредитацией так и не изменилась. Теперь же Комитет по правам человека ООН пришел к выводу, что белорусские власти при отказе в аккредитации нарушили ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, который гарантирует каждому человеку право на свободный сбор, поиск и распространение информации.

4 сентября судебная коллегия по интеллектуальной собственности Верховного суда Беларуси закончила повторное рассмотрение дела о торговом знаке по иску директора ЧТУП "БЕЛСАТплюс" Андрея Белякова против владельца спутникового телеканала "Белсат" - "Telewizja Polska S.A."

На этот раз судебная коллегия под председательством Галины Глуховской стала на сторону истца. Верховный Суд запретил использование "Польским телевидением" названия "БЕЛСАТtv BELSAT" при трансляции на территорию Беларуси и на страницах сайта телеканала, доступных пользователям Байнета. Также суд постановил взыскать в пользу Андрея Беякова 9 млн. 998 тыс. 800 рублей (приблизительно 740 евро).

Во время судебных слушаний г-н Беяков доводил, что его компания, которая занимается продажей оснащения для приёма спутникового и кабельного телевидения, якобы несёт потери из-за созвучности с названием телеканала.

Представители телеканала обращали внимание суда, что "Telewizja Polska S.A" не ведет никакой хозяйственной деятельности на территории Беларуси и таким образом не может нарушать авторские права А. Беякова. К тому же торговый знак "Белсат" был ещё раньше зарегистрирован в Польше с выполнением всех европейских юридических норм. Руководство телеканала назвало решение Верховного Суда Беларуси политически мотивированным.

Напомним, первоначально с иском против "Telewizja Polska S.A" Беяков обратился в суд в мае 2013 года. **27 января** 2014 г. ВС отклонил этот иск в связи с тем, что заявитель не представил доказательств нарушения его исключительных прав. Однако через пять месяцев дело внезапно было направлено на новое рассмотрение.

5 сентября стало известно, что французская международная радиостанция Radio France Internationale впервые получила аккредитацию в Беларуси. Белорусский МИД выдал годовую аккредитацию корреспонденту радиостанции Геннадию Шарипкину.

Справка: RFI вместе с телеканалом France 24 входит в холдинг France Media Monde. Его аудитория - 36 миллионов человек. Радиовещание на русском языке ведётся во Франции с 1937 года.

8 сентября в Барановичах корреспондентам региональной негосударственной газеты "Intex-press" препятствовали фотографировать надпись, сделанную накануне неизвестными на заборе мясокомбината.

Во время съёмки к фотокорреспонденту Александру Трипутько подбежал сотрудник мясокомбината. Он стал хватать репортёра за куртку, закрывал камеру, требовал прекратить фотосъёмку и оскорблял журналистов криками: "Сами написали - сами снимаете". Милиционеры, находившиеся рядом никак не реагировали на агрессивное поведение сотрудника предприятия. Зато они проверили документы журналистов Натальи Семенович и Александра Трипутько, переписали их личные данные. Один из правоохранителей, в звании сержанта, настойчиво рекомендовал журналистам удалить отснятые кадры из памяти фотокамеры.

Накануне ночью на ограждении барановичского цеха Березовского мясокомбината кто-то отставил нецензурную надпись в адрес президента России.

9 сентября стало известно, что житель Гродно заплатил 3 млн. рублей за оскорбление сотрудника таможни. Поводом для возбуждения уголовного дела против него стал интернет-комментарий.

Согласно сообщению пресс-службы таможенного комитета РБ, **24 июня** блог Гродно S.13.ru перепечатал с Onliner.by статью "Конфликт на границе: гродненец возвращался с польской Ikea с покупками и считает, что таможенники незаконно взяли с него деньги". Под публикацией автор под ником Yupex оставил комментарий, в котором упомянул начальника отдела таможенного оформления и

контроля № 2 Таможенного поста Брузги. Обиженный на комментарий сотрудник таможни обратился в правоохранительные органы, и в ходе расследования Октябрьский РОВД г. Гродно установил личность автора комментария. **4 августа** Октябрьский райсуд Гродно принял заявление о возбуждении уголовного дела согласно ст. 189 УК – «оскорбление». В ходе судебного разбирательства автор комментария признал свою вину. В качестве компенсации морального ущерба он выплатил 3 млн. рублей (деньги истец направил на благотворительные цели), а также публично через городскую газету извинился. **27 августа** уговорное дело против автора комментария было прекращено за примирением сторон.

15 сентября журналист Виталий Семашко получил официальное письмо из УВД Лидского райисполкома (Гродненская область). В документе сообщалось, что против него было возбуждено административное дело по ст. 22.9 КоАП за нарушение законодательства о СМИ (работу без аккредитации на заграничное издание).

Дальше милиционеры проинформировали В. Семашко, что дело уже прекращено в связи с истечением срока привлечения к ответственности.

Журналист говорит, что об обвинении против себя узнал только постфактум с этого письма.

16 сентября в Минске около здания Центрального суда г. Минска люди в штатском задержали фриланс-журналистов Наталью Валакида, Александра Борозенко и корреспондента БелаПАН Сергея Сацюка. В тот момент журналисты брали интервью у общественного активиста из Гомеля Юрия Рубцова перед началом рассмотрения его административного дела об оскорблении судьи. Журналистов доставили в Ленинский РУВД Минска, где продержали около трёх часов. Выпустили без составления протоколов.

16 сентября в Могилёве в частной квартире члена ОО "БАЗ" журналиста Александра Буракова с санкции прокурора города сотрудники Ленинского РОВД провели "осмотр места административного правонарушения". Основанием для его проведения стало появление в июле-августе 2014 г. на сайте DW.DE ("Немецкая волна") трёх материалов за подписью Александра Буракова. В результате обыска, который фиксировался на видеокамеру, из квартиры забрали два ноутбука и две флэшки. Позже в тот же день на том же основании провели обыск в квартире родителей журналиста, во время которого забрали системные блоки двух компьютеров. При этом правоохранители не оставили никаких документов об изъятии техники.

16 сентября во второй половине дня Александра Буракова опросили в Ленинском РОВД Могилёва. Опрос проводил майор милиции Владимир Пугачев, какой утром руководил группой сотрудников милиции во время обыска в квартире журналиста. Сотрудники милиции инкриминировали А. Буракову нарушение ст. 22.9 КоАП - незаконное изготовление и распространение продукции СМИ и ч. 4 ст. 35 закона "О СМИ" - работа на зарубежное СМИ без аккредитации.

В этот же день журналист сразу направил жалобу прокурору г. Могилёва на действия сотрудников милиции Ленинского РОВД.