
 
 
 

ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: 

МАСС-МЕДИА В БЕЛАРУСИ 

 

№1 (январь – март 2007 г.) 
 
 

 
 

Территория независимой прессы в Беларуси 
  
  
 
 
 

 
 

ОО «Белорусская ассоциация журналистов» 
www.baj.by 

 



 
 

 

 

«...по позициям, которые касаются свободы слова, власти демонстрируют жесткость и 

последовательность. Последние примеры – распоряжение о том, 

что владельцы  Интернет-кафе должны фиксировать доменные имена сайтов, 

на которые выходят пользователи, и правительственное письмо 

«для служебного пользования», регламентирующее использование 

экономической информации. Такого давления на независимые источники 

информации не было бы, если бы чиновники не чувствовали преград их 

поползновениям по обеспечению общества исключительно «официальной 

информацией». На мой взгляд, независимые СМИ всё же остаются тем институтом 

гражданского общества, который контролирует исполнительную власть...» 

Жанна Литвина, председатель ОО «БАЖ» 

http://gazetaby.com, 23 марта 2007 г. 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

 

  

  

  

  
Фото на обложке: Территория независимой прессы в Беларуси. © Юлия Дарашкевич 

 

  

  

Содержание этого электронного издания защищено нормами Авторского права. 
Ссылка на ОО «Белорусская ассоциация журналистов» при использовании материалов 
ЭЛЕКТРОННОГО БЮЛЛЕТЕНЯ «МАСС-МЕДИА В БЕЛАРУСИ» является обязательной.  
 

 

Издатель:  ОО «Белорусская ассоциация журналистов» (ОО «БАЖ») 
Пл. Свободы 17-304, 220030 Минск, БЕЛАРУСЬ 
Телефоны: +375 17 203-63-66, 226-70-98  
Факс: +375 17 203-63-66, 226-70-98  
E-mail: baj@baj.by Web: www.baj.by  
  
Контакт:  Бастунец Андрей Леонидович, заместитель председателя ОО «БАЖ»  
  



Содержание: 

1. Статистические сведения .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 4 

2. Развитие ситуации в сфере СМИ в январе-марте 2007 г.  .  .  .  .  .  .   6 

3. Основная проблема .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 10 

4. Рейтинги и события .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 12 

 

 



СМИ В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 1 (январь-март 2007 г.) 

 4 

1. Статистические сведения 

На 1 апреля 2007 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 1209 

периодических печатных СМИ (698 газет, 477 журналов, 30 бюллетеней, 3 

каталога и 1 альманах) и 9 информационных агентств. 388 изданий – 

государственные (в том числе 217 газет и 157 журналов). 

Негосударственных периодических печатных СМИ – 821 (в том числе 481 

газета и 320 журналов). Однако подавляющее большинство 

негосударственных СМИ являются сугубо развлекательными или 

рекламными изданиями либо выходят один - два раза в год (чтобы не 

было аннулировано свидетельство о регистрации). Негосударственных 

СМИ общественно-политической направленности, регулярно выходящих 

тиражом более 1000 экземпляров, по подсчетам ОО «Белорусская 

ассоциация журналистов» в стране около 30. С момента предыдущих 

президентских выборов в Беларуси (2001г.) количество таких изданий 

уменьшилось вдвое. В некоторых регионах (например, Гомельской 

области) независимой прессы не осталось вообще. 

За первый квартал 2007 г. количество зарегистрированных печатных 

СМИ в Беларуси несколько уменьшилось (на 1 января 2007 г. было 

зарегистрировано 1224 периодических печатных издания). Сокращение 

произошло за счет уменьшения количества газет (с 718 до 698). 

Большинство печатных СМИ, зарегистрированных в Беларуси, 

выходит на русском языке – 469. Белорусский и другие языки 

используются 284 изданиями, 80 печатных СМИ издаются только на 

белорусском языке. Количество белорусских СМИ на других языках 

(польском, украинском, английском) крайне незначительно – 9. 

За первый квартал 2007 г. зарегистрировано 24 новых периодических 

печатных издания и 17 – перерегистрировано (регистрацией СМИ и 

аннулированием свидетельств об их регистрации занимается 

Министерство информации Республики Беларусь). Аннулировано 37 

свидетельств о регистрации СМИ (в большинстве случаев – на том 

основании, что эти издания не выходили более года). Всего за период с 

1996 г. перерегистрировано 424 печатных издания и аннулировано 1173 

свидетельства о регистрации СМИ. 



СМИ В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 1 (январь-март 2007 г.) 

 5 

Наибольшим тиражом в Беларуси 

выходит газета «Советская 

Белоруссия», учрежденная 

Администрацией Президента. На 

начало 2007 г. он составлял около 450 

тыс. экземпляров. Тиражи других 

национальных государственных газет значительно ниже – около 30 тыс. 

экземпляров. Общий разовый тираж государственной местной печати (136 

областных, городских, районных и объединенных газет) на начало 2007 г. 

составлял 868,3 тыс. экз. 

Тиражи негосударственных изданий значительно ниже (хотя в 

некоторых регионах независимые СМИ имеют больший тираж, чем 

местные государственные издания). Совокупный тираж всей 

негосударственной общественно-политической прессы меньше, чем тираж 

одной «Советской Белоруссии» (при том, что большинство независимых 

газет – еженедельники, а «Советская Белоруссия» выходит 5 раз в 

неделю). Конкурировать с ней в состоянии только «Комсомольская правда 

в Белоруссии», ежедневный тираж которой составляет около 50 тыс. 

экземпляров, а пятничный выпуск выходит тиражом в 350 тыс. 

экземпляров. Однако «Комсомольская правда в Белоруссии» является 

трансграничным СМИ, основанным российским капиталом, и основной 

объем газеты составляют развлекательные материалы. 

Дисбаланс тиражей государственной и негосударственной прессы 

вызван правовой и экономической дискриминацией негосударственных 

СМИ. В то же время государственные средства массовой информации 

получают не только административную поддержку и различного рода 

преференции, но и бюджетное финансирование, размеры которого с 

каждым годом возрастают. В республиканском бюджете 2007 г. на эти 

цели выделено около 64 млн. долларов. Из них более 47 млн. долларов 

США направляется на финансирование телерадиовещания.  

Ситуация в телевизионном и радиовещательном секторе 

существенно отличается от ситуации с печатными СМИ. На 1 апреля 2007 

г. в Беларуси зарегистрированы 210 программ телерадиовещания, из 



СМИ В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 1 (январь-март 2007 г.) 

 6 

которых 155 – радиовещательные, а 55 – телевизионные. Большинство из 

зарегистрированных телерадиовещательных СМИ (157) – государственной 

формы собственности, и лишь 53 – негосударственной. 

Количество и структура зарегистрированных радио- и телевизионных 

СМИ долгое время почти не меняются. С начала года зарегистрированы 

лишь 1 теле- и 1 радиопрограмма. Все телерадиокомпании действуют на 

основе лицензии, которая выдается Министерством информации 

Республики Беларусь, и подконтрольны этому государственному органу. 

Главенствующее положение на рынке телерадиовещания занимает 

Национальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь, 

совмещающая функции вещательной организации и органа 

государственного управления. В состав НГТРК входят Первый канал, 

телеканал «Лад», спутниковый канал "Беларусь-ТВ", Первый 

Национальный канал Белорусского радио, радиоканал "Культура", 

радиостанция "Беларусь", вещающая на зарубежье, радиостанция 

"Столица", радиостанция "Радиус-FM" и пять областных 

телерадиокомпаний. Принимать Первый телеканал могут 99,49 процента 

населения Беларуси. 97,35 процента населения могут принимать две 

телепрограммы, 80,58 - три, 58,96 процента – четыре и более программ. 

 

2. Развитие ситуации в сфере СМИ в январе-марте 2007 г. 

Основной проблемой, которую 

независимые СМИ вынуждены решать 

на протяжении первых трех месяцев 

2007г., остается проблема 

распространения. Более половины из 

30 негосударственных общественно-

политических СМИ столкнулись с 

отказами государственных предприятий-монополистов «Белпочта» и 

«Союзпечать» распространять их по подписке и в розницу. (Подробнее об 

этом см. в разделе 3 «Основная проблема»). 



СМИ В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 1 (январь-март 2007 г.) 

 7 

В центре внимания в эти месяцы оставалась ситуация с газетой 

«Витебский курьер М». Помимо проблем с распространением (газета 

исключена их подписного каталога «Белпочты» и не продается в киосках 

«Союзпечати»), это издание столкнулось с проблемами в размещении 

редакции в Витебске и с печатанием газеты.  

10 января Хозяйственный суд Витебской области удовлетворил иск 

предприятия «Элсан», у которого редакция арендовала помещение, о 

признании договора аренды недействительным (до этого в течение 2006 г. 

редакция дважды уже сталкивалась с необходимостью менять офис по 

требованию арендодателя). Через неделю, 17 января Министерство 

информации письмом за подписью заместителя министра Л.Ананич 

потребовало от редакции сообщить о новом юридическом адресе в 

течение двух месяцев под угрозой, что в противном случае выход газеты 

будет приостановлен. 

12 февраля апелляционная 

инстанция хозяйственного суда 

Витебской области отклонила жалобу 

редакции на судебное решение, после 

чего-то вступило в законную силу. 

Редакция была обязана освободить 

занимаемые помещения в течение 10 

дней, однако подала кассационную жалобу в Высший хозяйственный суд, 

который приостановил исполнение решения. 26 марта Высший 

хозяйственный суд Республики Беларусь удовлетворил кассационную 

жалобу редакции газеты «Витебский курьер М», отменил постановления 

нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение. 

Однако за 4 дня до этого редакция столкнулась с другой серьезной 

проблемой. 22 марта государственное предприятие «Витебская 

областная типография» отказалась продолжить договор на печать 

«Витебского курьера М». Об этом стало известно, когда газета была уже 

сверстана и готовилась к отправке в типографию. Редакция переверстала 

газету из формата А-2 в формат А-4 и распечатала ее на принтере. В 

дальнейшем предполагалась печать газеты в Смоленске (Россия), где 



СМИ В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 1 (январь-март 2007 г.) 

 8 

сейчас вынуждены печататься такие белорусские газеты как «Товарищ» и 

«Народная воля». Однако в апреле редакции все же удалось заключить 

договор с Витебской областной типографией сроком до мая 2007 г. 

В Гомеле местные журналисты столкнулись с проблемами другого 

характера. В этом областном центре независимых изданий нет, и 

журналисты работают на столичные либо зарубежные СМИ. 5 февраля 

журналистка Юлию Сальникова получила официальное предупреждение 

от прокуратуры Гомельской области о недопустимости работы в качестве 

зарубежного корреспондента без аккредитации. Журналистку 

предупредили также об ответственности за представление необъективных 

сведений, которые направляются в зарубежные СМИ. 17 марта 

прокуратура Гомельской области составила протокол об 

административном правонарушении в отношении журналиста Анатолия 

Готовчица, который работает на белорусское информационное агентство 

«БелАПАН». Поводом для этого послужило появление нескольких 

материалов журналиста на сайте белорусской службы «Радио Свабода». 

Возбуждение дела инициировало Управление КГБ Гомельской области, 

которое взяло объяснения у чиновников, дававших комментарии 

А.Готовчицу, (например: «Давали ли вы согласие на интервью 

американской радиостанции «Свобода») и направило их в прокуратуру. 26 

марта суд Центрального района г.Гомеля оштрафовал журналиста на 2 

базовые величины (около 30 долларов США). Журналист постановление 

суда обжаловал. В жалобе он сослался, в частности, на ст. 19 

Международного пакта о гражданских и политических правах, в 

соответствии с которым каждый человек имеет право получать и 

распространять всякого рода информацию и идеи независимо от 

государственных границ. 

Работники прокуратуры выносили предупреждения в адрес 

журналистов и в других регионах Беларуси. Так, 9 января заместитель 

главного редактора негосударственной газеты “Ганцавіцкі час” (Брестская 

обл.) Петр Гузаевский получил предупреждение от прокуратуры 

Ганцевичского района. Поводом этому стала его статья “Выбары ў раённы 

Савет будуць без выбару”, в которой он анализировал ход выборов в 

местные Советы депутатов. В предупреждении указывалось, что в случае 



СМИ В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 1 (январь-март 2007 г.) 

 9 

повторения нарушения деятельность газеты может быть приостановлена. 

Журналист обжаловал предупреждение в прокуратуру Брестской области, 

однако та оставила предупреждение в силе. Более того, 26 февраля 

предупреждение от прокуратуры района получил главный редактор газеты 

Алексей Белый. В предупреждении вновь указывалось, что в случае 

нарушения в дальнейшем законодательства о СМИ может быть поставлен 

вопрос о приостановлении выхода газеты. Поводом для вынесения 

предупреждения стали критические статьи П.Гузаевского о ходе и 

результатах выборов в Ганцевичском районе.  

Предупреждения в адрес негосударственных газет выносило и 

Министерство информации. 17 января предупреждение получила 

негосударственная спортивная газета “Прессбол” на том основании, что 

главным редактором газеты является не директо унитарного предприятия 

“Прессбол” Ю.Орлов, а другое лицо – В.Бережков (который является 

главным редактором издания уже несколько лет).  

12 февраля Министерство информации вынесло два предупреждения 

редакции и учредителю литературно-художественного и научно-

популярного журнала "ARCHE. Пачатак". Нарушением законодательства 

министерство сочло тот факт, что редакция в декабре 2006 г. выпустила 

сразу 3 номера журнала после тремесячного приостановления 

деятельности журнала – за октябрь, ноябрь и декабрь. Выход журнала 

был приостановлен Министерством информации 19 сентября 2006 г. на 

том основании, что в журнале, зарегистрированном как литературно-

художественный и научно-популярный, были опубликованы общественно-

политические статьи. 

Два года назад, 10 марта 2005 г., представитель ОБСЕ по вопросам 

свободы СМИ Миклош Харашти в докладе об итогах своего визита в 

Беларусь отметил, что Министерство информации наделено широкими 

полномочиями по применению санкций в отношении СМИ и прибегает к 

чрезмерному использованию этих полномочий. Рекомендации 

Представителя ОБСЕ прекратить административное вмешательство 

министерства в деятельность СМИ услышаны не были. Напротив, с 1 

марта 2007 г. (со вступлением в силу нового Кодекса об 



СМИ В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 1 (январь-март 2007 г.) 

 10 

административных правонарушениях) полномочия Министерства 

информации в отношении СМИ еще более расширились. Оно получило 

еще один рычаг воздействия на СМИ: право составлять протоколы за 

нарушение законодательства о СМИ. Причем санкции по статье 

«Нарушение законодательства о печати и других средствах массовой 

информации» (ст. 22.9 КоАП) весьма велики: по ч.3 указанной статьи 

штраф для юридического лица составляет от 1,5 тыс. до 7 тыс. долларов. 

В рассматриваемый период был издан еще один нормативный акт, 

касающийся свободы информации, – Положение о порядке работы 

компьютерных клубов и Интернет-кафе. Оно утверждено 10 февраля 

постановлением Совета Министров № 175. Положение, в частности, 

обязывает руководителей Интернет-кафе и компьютерных клубов вести 

электронный журнал доменных имен сайтов, к которым получали доступ 

пользователи, а также предоставлять эти сведения органам 

госбезопасности, правоохранительным органа и органам госконтроля.  

Попытка государственного контроля за деятельностью Интернет-

пространства имела место и на технологическом уровне. 25 марта 2007 г. 

во время акции белорусской оппозиции «День воли» были блокированы 

практически все самых популярные белорусские интернет-ресурсы, 

которые могли освещать эту акцию.  

 

3. Основная проблема 

Самой серьезной проблемой независимых СМИ с конца 2005 г. 

продолжает оставаться проблема распространения.  

С мая 2004 г. распространение газет по подписке в Беларуси 

объявлено лицензируемым видом деятельности. Лицензии выдает 

Министерство связи и информатизации, в систему которого входит 

«Белпочта», занимающее доминирующее положение на рынке подписки 

(т.е. министерство решает вопрос о допуске на рынок подписки 

потенциальных конкурентов «собственного» предприятия). Большинство 

негосударственных субъектов хозяйствования, обратившихся за 

лицензиями, получили отказ.  



СМИ В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 1 (январь-март 2007 г.) 

 11 

В преддверии президентских выборов 2006 г. «Белпочта» исключила 

из подписного каталога 16 независимых изданий. Она сослалась на то, 

“поскольку обязанность по включению печатного издания в каталог не 

предусмотрена законодательством, выбор печатных изданий для 

формирования каталога с целью последующего их распространения через 

подписку является правом РУП “Белпочта”. Иски редакций и читателей 

газет, выброшенных из подписных каталогов, суды отказались 

рассматривать.  

По окончании выборов Президента Республики Беларусь эта 

проблема не разрешилась. При составлении подписного каталога на 2007 

г. повторилась ситуация конца 2005 г. “Белпочта” не включила в каталог 13 

негосударственных изданий.  

Ситуация с розничной продажей 

газет аналогична. Занимающие 

доминирующие положение в этом 

сегменте рынка распространения 

прессы государственные предприятия 

системы «Союзпечать» одновременно 

с «Белпочтой» отказались распространять многие независимые издания. 

На начало 2006 г. в киосках союзпечати не продавалось 19 газет. К началу 

2007 г. их количество уменьшилось (сейчас «Союзпечать» не реализует 16 

негосударстввенных общественно-политических газет). Некоторое 

уменьшение числа газет, которые не распространяются в системах 

государственных предприятий – монополистов, объясняется не 

улучшением ситуации, а тем, что несколько печатных изданий прекратили 

выход: либо были закрыты властями, как «Згода» и «Телескоп», либо не 

выходят по инициативе учредителя, как,«Салiдарнасць» и «БДГ. Деловая 

газета», которые не могли ни печататься, ни распространяться в Беларуси 

и перешли в Интернет.  

Ситуация продолжает усугубляться. 17 января Несвижское районное 

отделение «Миноблсоюзпечати» предупредила негосударственную газету 

“Нясвіжскі час” о том, что с 20 марта разрывает договор на 

распространение газеты. В последующем редакции удалось добиться 



СМИ В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 1 (январь-март 2007 г.) 

 12 

продолжения договора. 1 февраля отделение «Могилевсоюзпечати» 

отказалось реализовывать негосударственную газету «Бобруйский 

курьер», сославшись на невысокую реализацию и большой процент 

списания. Между тем, реализация издания в последние месяцы выросла и 

процент списания был небольшим.  

Сложности с распространением независимых изданий не 

ограничиваются отказами государственных организаций продавать их в 

киосках или по подписке. Повсеместно местные власти настойчиво 

советуют предпринимателям отказаться от торговли местными 

негосударственными изданиями, угрожая в противном случае 

отрицательными последствиями, а милиция задерживает 

распространителей газет (как незарегистрированных, так и 

зарегистрированных). Так, 12 марта редакция газеты «Брестский курьер» 

получила письмо из горисполкома за подписью заместителя председателя 

Вячеслава Хафизова, в котором говорилось, что «Брестский горисполком 

не считает возможным разрешить редакции газеты ее реализацию через 

общественных распространителей». При этом никаких претензий или 

вопросов к редакции, уже 15 лет распространяющей газету с помощью 

частных распространителей, в письме не приводилось. 

 

4. Рейтинги и события 

3 января Институт проблем информационного права (г.Москва, РФ) 

подвел результаты анализа законодательства о СМИ стран СНГ и Балтии 

за 2006 г. Среди 15 стран – бывших республик СССР – Беларусь заняла 13 

место (ниже оказались Казахстан и Туркмения). В качестве критериев 

гарантии свободы массовой рассматривались наличие или отсутствие 

законодательных гарантий различных аспектов деятельности СМИ (по 13 

вопросам). 

6 марта стало известно, что белорусскоязычная общественно-

политическая газета “Наша Ніва” и незарегистрированный молодежный 

журнал на компакт дисках “СD-mag” стали победителями премии им. Герда 



СМИ В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 1 (январь-март 2007 г.) 

 13 

Буцериуса “Молодая пресса Восточной Европы” за 2006 г., которую фонд 

“Цайт-Штифтунг” вручает с 1999 г.  

7 марта Госдепартамент США обнародовал Отчет о правах человека 

в мире. В отчете отмечается, что белорусские власти в 2006 г. продолжали 

ограничивать свободу печати: “произвольно конфисковывали печатные 

материалы у активистов гражданского общества и закрывали независимые 

газеты или ограничивали их распространение. На немногочисленные 

уцелевшие независимые издания часто налагались штрафы, обычно 

после обвинения в клевете или за неисполнение жестких процедур 

регистрации”.  


