
 
 
 

ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: 

МАСС-МЕДИА В БЕЛАРУСИ 

 

№2 (апрель – май 2007 г.) 
 
 

 
Вот и всё, что осталось… 

  
  
 
 
 

 
 

ОО «Белорусская ассоциация журналистов» 
www.baj.by 

 



 

 

 

«Відаць, улады занепакоены тым, што ў хуткім часе пачне вяшчаць незалежнае 

тэлебачанне на Беларусь праз спадарожнік з тэрыторыі Польшчы. Таму ўжо зараз 

дадзены загады правесці так званую інвентарызацыю прыватных тэлеантэн, каб 

скараціць колькасць спажыўцоў незалежнай інфармацыі. На прыкладзе горада Ліды мы, 

падаецца, назіралі пачатак агульнадзяржаўнай кампаніі па “выкарчоўванні” яшчэ адной 

крыніцы незалежнай інфармацыі – спадарожнікавага тэлебачання» 

 

Міхаіл Пастухоў, кіраўнік Цэнтра прававой абароны СМІ пры БАЖ, 

былы суддзя Канстытуцыйнага суда Беларусі, 
доктар юрыдычных навук 

http://www.baj.by, 16 мая 2007 г. 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

 

  

  

  

  
Фото на обложке: Вот и всё, что осталось… 

 

  

  

Содержание этого электронного издания защищено нормами Авторского права. 
Ссылка на ОО «Белорусская ассоциация журналистов» при использовании материалов 
ЭЛЕКТРОННОГО БЮЛЛЕТЕНЯ «МАСС-МЕДИА В БЕЛАРУСИ» является обязательной.  
 

 

Издатель:  ОО «Белорусская ассоциация журналистов» (ОО «БАЖ») 
Пл. Свободы 17-304, 220030 Минск, БЕЛАРУСЬ 
Телефоны: +375 17 203-63-66, 226-70-98  
Факс: +375 17 203-63-66, 226-70-98  
E-mail: baj@baj.by Web: www.baj.by  
  
Контакт:  Бастунец Андрей Леонидович, заместитель председателя ОО «БАЖ»  
  



Содержание: 

1. Статистические сведения .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 4 

2. Развитие ситуации в сфере СМИ в январе-марте 2007 г.  .  .  .  .  .  .   5 

3. Основная проблема .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 7 

4. Рейтинги и события .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 8 

 

 



СМИ В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 2 (апрель - май 2007 г.) 

 

 4 

1. Статистические сведения 

На 1 июня 2007 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 1230 

периодических печатных СМИ (704 газеты, 489 журналов, 33 бюллетеня, 3 

каталога и 1 альманах) и 9 информационных агентств.  

Государственных печатных СМИ в Беларуси по-прежнему 388 (в том 

числе 217 газет и 157 журналов). Негосударственных периодических 

печатных СМИ – 842 (в том числе 487 газет и 322 журнала). Однако 

негосударственных СМИ общественно-политической направленности, 

регулярно выходящих тиражом более 1000 экземпляров, по подсчетам ОО 

«Белорусская ассоциация журналистов» в стране около 30.  

За апрель-май 2007 г. количество зарегистрированных печатных СМИ 

в Беларуси несколько увеличилось (на 1 апреля 2007 г. было 

зарегистрировано 1209 периодических печатных издания). В мае 

зарегистрировано 16 периодических печатных СМИ (все – 

негосударственные). 

За апрель-май была зарегистрирована лишь одна государственная 

телепрограмма и еще одна сменила форму собственности (стала 

государственной). В итоге на 1 июня 2007 г. в Беларуси зарегистрированы 

211 программ телерадиовещания, из которых 155 – радиовещательные, а 

56 – телевизионные. Большинство из зарегистрированных 

телерадиовещательных СМИ (159) – государственной формы 

собственности, и лишь 52 – негосударственной. 

Около 30 % взрослого населения 

Беларуси пользуются Интернетом. Это 

следует из результатов национального 

опроса, проведенного 5-15 мая 

Независимым институтом социально-

экономических и политических 

исследований (Литва). При этом 5,2% 

опрошенных пользуются Интернетом ежедневно, 9,9% - несколько раз в 

неделю, 10,9% - раз в месяц, 4% - несколько раз в году. 58,3% 

опрошенных Интернетом не пользуются, а 10,5% - не знают, что это такое. 



СМИ В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 2 (апрель - май 2007 г.) 

 

 5 

24,6% белорусских пользователей Интернета посещают российские сайты, 

20,2% - белорусские, 9,9% - европейские, а 1,3% - американские сайты. 

 

2. Развитие ситуации в сфере СМИ в апреле-мае 2007 г. 

Апрель-май 2007 г. отмечены новыми фактами преследования 

граждан за выражение мнения. 

3 апреля в Минске арестован 

публицист и политик Андрей Климов. 

Прокуратура предъявила ему 

обвинение по ст.361 УК РБ (публичные 

призывы к свержению государственного 

строя). Поводом для возбуждения 

уголовного дела стала статья за 

подписью А.Климова, размещенная в Интернете. 10 апреля Правление 

общественного объединения «Белорусская ассоциация журналистов» 

выступило с протестом в связи с уголовным преследованием А.Климова. 

БАЖ призвал сменить меру пресечения в отношении политика и 

прекратить практику уголовного преследования в связи с выражением 

мнения. 23 апреля арест Андрея Климова осудили «Репортеры без 

границ».  

7 мая стало известно, что 

обвинение в совершении преступления, 

предусмотренного ст. 189 УК 

(«Оскорбление»), предъявлено 

журналисту и правозащитнику Валерию 

Щукину. По мнению следствия, 

оскорбление содержалось в листовках, 

распространявшихся В.Щукиным во время избирательной кампании в 

местные Советы в декабре 2006 г. В них сообщалось, что сотрудники 

окружным избирательных комиссий Витебска в ходе досрочного 

голосования нарушают законодательство. Уголовное дело против 



СМИ В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 2 (апрель - май 2007 г.) 

 

 6 

В.Щукина было возбуждено в декабре 2006 г. прокуратурами 

Первомайского и Железнодорожного районов г. Витебска.  

Широко применялся в рассматриваемый период и новый Кодекс об 

административных правонарушениях, вступивший в силу 1 марта 2007 г. К 

административной ответственности привлекались журналисты и 

распространители независимой прессы в Орше (Витебская обл.) и 

Светлогорске (Гомельская обл.). 22 мая в Могилеве во время 

студенческой акции против отмены льгот сотрудники милиции задержали 

троих журналистов и двух распространителей прессы, однако через час 

после задержания отпустили.  

В апреле-мае было отмечено несколько случаев, когда СМИ смогли 

отстоять свои права. Так, 18 апреля прокурор Ганцевичского района 

Брестской области Сергей Замаро потребовал у редакции 

негосударственной газеты «Ганцавіцкі час» направлять «контрольные 

выпуски» газеты, заверенные редакционной печатью, в прокуратуру. 

(Ранее он вынес в адрес главного редактора издания Алексея Белого и 

заместителя редактор Петра Гузаевского официальные предупреждения). 

Редакция оспорила требования прокурора. 17 мая Прокуратура Брестской 

области удовлетворила жалобу редакции и направила С.Замаро 

письменное указание отозвать свое требование. В ответе, подписанном 

заместителем прокурора области А.Тачко, говорится, что прокурору 

района указано на необходимость принимать решения в процессе 

служебной деятельности в точном соответствии с действующим 

законодательством. 21 мая прокурор Ганцевичского района отозвал свое 

требование. 

Среди положительных моментов необходимо отметить и 

возобновление весной 2007 г. выхода негосударственной общественно-

политической газеты “Новы час”. Шеф-редактор газеты Алексей Король 

ранее редактировал газету «Згода», закрытую в марте 2006 г. по иску 

Министерства информации. 25 мая должна была состояться презентация 

обновленного издания, выходящего еженедельно тиражом в 2 500 

экземпляров, однако была сорвана из-за отказа арендодателя. 



СМИ В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 2 (апрель - май 2007 г.) 

 

 7 

В центре внимания журналистской общественности в апреле 2007 г. 

находился проект закона «Об информации, информатизации и защите 

информации», поступивший в белорусский парламент. 2 апреля ОО 

«Белорусская ассоциация журналистов» в ответ на свой запрос получила 

текст законопроекта и приглашение принять участие в его доработке. 12 

апреля на пресс-конференции БАЖ озвучил свои замечания и 

предложения, направленные в Палату представителей Национального 

собрания. По мнению юристов БАЖ, законопроект содержит большое 

количество отсылочных норм (109 ссылок на другие нормативные акты в 

58 статьях проекта), направлен на ограничение получения, хранения и 

распространения информации и должен быть возвращен на доработку. 

Комиссия Палаты представителей, обсудив законопроект и замечания к 

нему, согласилась с этим и направила законопроект на доработку.  

 

3. Основная проблема 

В апреле-мае 2007 г. на первый план вышла проблема 

распространения в Беларуси зарубежной информации и деятельности на 

территории страны корреспондентов зарубежных СМИ.  

Привлеченный к административной ответственности за продолжение 

«деятельности в интересах зарубежных СМИ» гомельский журналист 

Анатолий Готовчиц оспорил это решение суда Центрального района г. 

Гомеля, однако 27 апреля Гомельский областной суд отклонил его жалобу. 

Журналист был оштрафован за подготовку для “Радыё “Свабода” без 

аккредитации после того, как Гомельская областная прокуратура вынесла 

ему официальное предупреждение за подобные действия.  

 19 апреля стало известно, что идеологическое управление 

Могилевского облисполкома распорядилось прекратить трансляцию в 

кабельных сетях российского телеканала «ТВ 1000» и заменить его на 

российский же православный канал «Благовест». В распоряжении 

указывалось, что решение о прекращении трансляции «ТВ 1000» принято 

в ответ на просьбу телезрителей, якобы возмущавшихся, что в ночном 

эфире телеканала демонстрируются передачи эротического характера.  



СМИ В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 2 (апрель - май 2007 г.) 

 

 8 

Согласование пакетов телепрограмм, транслируемых кабельными 

операторами, является эффективным способом контроля за содержанием 

телеэфира и кабельных сетей, доступных белорусскому телезрителю. Еще 

одним способом ограничения поступления в страну информации из-за 

рубежа является разрешительный порядок распространения в Беларуси 

печатных СМИ, зарегистрированных в иностранных государствах (кроме 

России). Для этого требуется письменное разрешение Министерства 

информации.  

В апреле 2007 г. белорусские власти обратили внимание и на 

спутниковое вещание. Сразу в нескольких городах – Лиде (Гродненская 

обл.), Пинске (Брестская обл.), Минске – местные администрации 

выступили с требованием демонтажа спутниковых телевизионных антенн, 

установленных на фасадах зданий и кровле. Чиновники объясняют эти 

требования эстетическим видом городских улиц и ссылаются на то, что 

антенны установлены без согласования с городскими архитекторами. 

Жителям, отказывающимся выполнить эти распоряжения, угрожают 

штрафом. Ст. 21.13 нового Кодекса об административных 

правонарушениях предусматривает ответственность, в частности, за 

установку на фасадах, балконах, лоджиях, крышах спутников и иных 

антенн (в ранее действовавшем КоАП такая норма отсутствовала). 

Кампанию по демонтажу спутниковых тарелок многие связывают со 

скорым появлением спутникового телеканала «БЕЛСАТ», который должен 

начать вещание с территории Польши 15 октября. Телеканал, 

ориентированный на белорусское население, должен стать альтернативой 

белорусскому государственному телевидению; передачи «БЕЛСАТ» будут 

готовить белорусские журналисты. 

 

4. Рейтинги и события 

2 мая в Минске начала работу очередная выставка “СМИ в 

Беларуси”. На ней были широко представлена государственная пресса как 

общественно-политического, так и развлекательного характера, а также 

государственные радиостанции и телекомпании Беларуси. 



СМИ В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 2 (апрель - май 2007 г.) 

 

 9 

Негосударственные общественно-политические газеты и журналы уже 

несколько лет не экспонируются на стендах специализированной 

выставки.  

В этот же день, 2 мая, стало известно, что в ежегодном отчете 

правозащитной организации “Freedom House” за 2006 г Беларусь по 

уровню свободы прессы отнесена к числу «несвободных» стран и 

находится на 186-м месте в списке из 195 стран мира. “Freedom House” 

констатирует, что власти в Беларуси используют государственную 

монополию на печать и распространение периодических изданий. 

Ситуация со свободой слова и печати хуже чем в Беларуси только в 

Северной Корее, туркменистане, Ливии, на Кубе, в Бирме, Эритрее, 

Узбекистане, Зимбабве и Экваториальной Гвинее. «Вслед за такими 

странами, как Россия, белорусские власти пытаются контролировать также 

и Интернет – последний источник независимой мысли…».  

3 мая главный редактор 

национальной негосударственной 

общественно-политической газеты 

«Народная воля» Иосиф Середич стал 

лауреатом Почетного диплома имени 

И.Герменчука «За приверженность 

принципам свободы слова» в 2007 году. 

Награда была основана в 2005 году ОО «Белорусская ассоциация 

журналистов» совместно с Норвежским ПЕН-центром и норвежской 

правозащитной организацией «Дом прав человека».  

7 мая было объявлено, что редактор сайта «Нашай Нівы» Андрей 

Дынько стал одним из 15 лауреатов престижной международной премии 

имени Лоренцо Натали за 2006 г. Журналист был отмечен за свой 

«тюремный» дневник, который был опубликован в газете “Наша Ніва” еще 

до того, как автор вышел на свободу. (А.Дынько был привлечен в 

административной ответственности во время прошлогодних акций 

протеста после президентских выборов). 


