
 1

Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
4-17.11.2013 г. 
 
Пожалуй, самым громким событием периода стала новость об обращении в 
суд частной компании «Белсат плюс» к SA «TVP», которое является 
учредителем спутникового телеканала "Белсат ТВ". Владелец «Белсат 
плюс» Андрей Беляков считает, что телевидение «Белсат» незаконно 
использует свой товарный знак. Директор телеканала "Белсат ТВ" Агнешка 
Ромашевская-Гузы сомневается, что фирма-истец была самостоятельной в 
своих действиях, и расценивает это как давление на независимый канал. 
 
4 ноября ОО "БАЖ" направило запрос в частное полиграфическое предприятие 
"ДатаПринт" относительно отказа напечатать карту Восточного кладбища Минска 
с указанием могил выдающихся белорусов по заказу журналиста Белорусской 
службы Радио "Свобода".  
Напомним, 31 октября в Минске администратор печатного центра "Карандаш" 
Елена Рыбак в павильоне №2 отказалась принять заказ на печать у журналиста 
"Свободы", заявив, что считает радиостанцию антигосударственной. 
Администратор сослалась на служебную инструкцию, согласно которой 
"ДатаПринт" не занимается печатью материалов порнографической, 
экстремистской, нацистской, антигосударственной направленности и т.д.  
БАЖ просит директора фирмы Юрия Матусевича официально объяснить: 
существует ли в ЧП "ДатаПринт" такая инструкция, какие пункты она включает, 
какие нормы упомянутой инструкции или правовых актов Республики Беларусь 
нарушил заказчик печати карты Восточного кладбища Минска и др. 
 
6 ноября в Минске возле центра изоляции правонарушителей (ЦИП) на ул. 
Окрестина были задержаны журналисты, которые освещали освобождение 
общественного активиста Юрия Рубцова (он отбывал 3 суток ареста за майку с 
надписью "Лукашенко, уходи").  
В результате 3 часа в РУВД Московского района провели корреспондент газеты 
"Новы час" Вячеслав Пешко (имел при себе удостоверение), фриланс-
журналистка Анастасия Резникова, а также кинорежиссер Ольга Николайчик. 
Милиционеры переписали у всех паспортные данные, провели досмотр вещей, а 
также уничтожили с видеокассеты журналистов все записи встречи активиста из 
ЦИП. Всего возле изолятора задержали 9 человек, в том числе самого Рубцова.  
 
11 ноября в Верховном суде Беларуси прошло первое слушание по иску частной 
компании "БЕЛСАТ плюс" к SA "TVP" (акционерное общество "Польское 
телевидение"), которое является учредителем спутникового телеканала "Белсат 
ТВ".  
Владелец "БЕЛСАТ плюс" Андрей Беляков доказывает, что телевидение "Белсат" 
незаконно использует свой товарный знак. Фирма не хочет денежной 
компенсации, ее единственное требование - чтобы спутник "Astra" прекратил 
трансляцию сигнала "Белсат ТВ". 
В начале слушаний официальный представитель "Белсат" в Беларуси Михась 
Янчук обратился с ходатайством о переносе процесса. Он пояснил, что ответчики 
получили информацию о суде за два рабочих дня до начала слушаний - 5 ноября 



 2

- и не имели возможности надлежащим образом подготовиться. Судебная 
коллегия перенесла рассмотрение дела на 9 декабря. 
Директор телеканала "Белсат ТВ" Агнешка Ромашевска-Гузы сомневается, что 
фирма-истец была самостоятельной в своих действиях, и расценивает это как 
давление на независимый канал. 
Справка: УП "БЕЛСАТ плюс" специализируется на продажах оснащения для 
приема спутникового и кабельного телевидения. Фирма была создана Сергеем 
Лысенковым в 2003 г. под названием "Хайтех-маркет". В 2006 г. Лысенков отдал 
торговый знак Андрею Белякову, который после изменяет название на УП 
"БЕЛСАТплюс", в 2011 г. в спецификации фирмы появляется слово ТВ. 
Телеканал "Белсат ТВ" начал свою работу в эфире в декабре 2007 г. До этого 
несколько лет велись подготовительные работы по его созданию, и информация о 
новом независимом телеканале озвучивалась в СМИ.  
  
12 ноября стало известно, что Государственный таможенный комитет Беларуси 
назначил повторную экспертизу книги Алеся Беляцкого "Освещенные 
Белорускостью". Об этом заместитель председателя комитета Сергей Борисюк 
сообщил в ответе на жалобу правозащитнице Татьяне Ревяко, у которой 3 июля 
на белорусско-литовской границе таможенники изъяли 40 экземпляров книги. 
Т. Ревяко жаловалась на нарушения со стороны сотрудников Ошмянской 
таможни, которые отправляли книгу на экспертизу на "экстремизм", а также со 
стороны экспертной комиссии, вынесшей решение, что издание "может нанести 
ущерб имиджу Республики Беларусь". Согласно Борисюка, повторную экспертизу 
назначили, "учитывая Ваше несогласие с заключением экспертов, а также 
отсутствием конкретных выводов экспертов по вопросам, поставленным 
таможней". 
Напомним, таможенники направили издание руководителю Главного управления 
идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гродненского 
облисполкома Павлу Скребко, а тот доверил работу экспертной комиссии. 16 
сентября сайт spring96.org распространил документы с результатами экспертизы. 
Экспертная комиссия пришла к ряду выводов, в частности: "явных и 
недвусмысленных призывов к экстремистской деятельности либо ее пропаганды... 
не содержит", но "стиль изложения и риторика могут подтолкнуть читателя к 
ошибочным выводам и суждениям, в дальнейшем могут быть неправильно 
объяснены и поняты в обществе и спровоцировать деятельность, связанную с 
разжиганием национальной вражды, политической либо идеологической 
враждебности". 
 
12 ноября корреспондентскому пункту "Европейского радио для Беларуси" 
продлили аккредитацию в Беларуси на 1 год - до 10 ноября 2014 г. 
Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил 
Мясникович.  
Напомним, “Еврорадио” существует с 2005 г., вещание началось с февраля 2006-
го. В Беларуси корреспондентский пункт работает с ноября 2009 г. На 
сегодняшний день аккредитованы 10 журналистов, главным редакторам корпункта 
является Виталий Зыблюк. 
 
13 ноября было озвучено, что согласно мониторингу БАЖ, ситуация с 
распространением через предприятия "Союзпечати" и РУП "Белпочта" у 
негосударственных общественно-политических изданий, выброшенных в 2005-
2006 г.г. из государственной системы распространения, существенно за 
последний год не изменилась. 



 3

По-прежнему в перечне "проблемных" газет находятся общенациональные: "Новы 
час", "Снплюс. Свободные новости плюс", "Товарищ", и региональные: 
"Борисовские новости", "Вольнае Глыбокае", "Газета Слонімская", "Intex-press", 
"Нясвіжскі час", "Отдушина", "Рэгіянальная газета". Остаются вне систем 
официального распространения в Беларуси газеты "Витебский курьер" и "Наш 
Дом-инфо", которые зарегистрированы и печатаются в Смоленске (РФ). 
Общественно-политический еженедельник "Борисовские новости" 1 июня 2013 г. 
получил возможность распространяться через подписку в отделениях "Белпочты" 
Минской области. Но продержался там только 5 месяцев.  
 
13 ноября заместитель председателя Правозащитного центра "Весна" Валентин 
Стефанович направил жалобу в Министерство связи и информатизации. Он 
добивается рассекречивания госоргана, согласно решения которого сайт 
организации - spring96.org попал в список ограниченного доступа. С этим 
вопросом правозащитник раньше обращался в Оперативно-аналитический центр 
при Президенте РБ, а также в государственную инспекцию по электросвязи, 
поскольку, согласно информации из ОАЦ, именно "БЕЛГИЭ" должна дать ответ на 
поставленные вопросы. Однако правозащитник так и не получил затребованную 
информацию.  
Начальник "БЕЛГИЭ" Сергей Богданов сообщил Стефановичу, что "нормативными 
правовыми актами не регламентированы полномочия РУП "БЕЛГИЭ" по 
распространению информации об идентификаторах интернет-ресурсов, которые 
содержатся в списке ограниченного доступа". 
"Получается удивительная ситуация: с одной стороны, публично и официально 
сообщается об отнесении ряда интернет-ресурсов в список ограниченного 
доступа, а с другой стороны, я как пользователь интернет-услуг и постоянный 
автор данного ресурса, не могу получить исчерпывающую информацию о том, на 
основании решения какого госоргана этот сайт был внесен в такой список. Если 
исходить из полученного мной ответа из РУП "БЕЛГИЭ", то данная информация 
является секретной и закрытой для широкой общественности. Вместо ответа по 
сути дела мне было предложено обратиться во все уполномоченные органы, 
которые принимают такие решения… Получается, я должен сам искать среди 
большого количества республиканских органов государственного управления 
именно тот единственный, который принял соответствующее решение, и выяснять 
у него причины принятия такого решения?" - пишет правозащитник в жалобе в 
Минсвязи.  


