
1 
 

Неделя СМИ 

Информационная  рассылка  

ОО “Белорусская ассоциация журналистов” 

05 – 11.03.2012 г.  

 

Обозначенный период показал, что кампания публичной травли и 
дискредитации ОО “БАЖ”, начатая фильмом “Баш на БАЖ”, продолжается. В 
програме “Клуб редакторов”, которая вышла в эфир телеканала “Беларусь 1” 
вечером 4 марта, председатель ОО “Белорусский союз журналистов” Анатолий 
Лемешенок заявил, что председатель БАЖ Жанна Литвина и её заместители 
имели отношение к составлению списков невъездных в страны ЕС 
журналистов.  

“Я ещё раз довожу до ведома Анатолия Лемешенка и остальных участников 
передачи  “Клуб редакторов”, что ни со мной, ни с заместителями 
председателя БАЖ никто не согласовывал списков перед введением визовых 
санкций год назад, – прокомментировала эти высказывания Жанна Литвина. – 
Хотя, почему было принято такое решение, я могу понять - это был ответ на 
грубую пропаганду и “идеологическое обеспечение” репрессий в отношении 
оппонентов власти после президентских выборов.” 

Напомним, что список невъездных в страны ЕС граждан Беларуси был 
утвержден Советом министров ЕС 31 января 2011 г. В перечне фигурировали 
фамилии ряда журналистов государственных СМи и руководителей 
Мининформации.  

6 марта стало известно, что межведомственная научно-экспертная комиссия не 
присвоила группу инвалидности координатору "Европейкой Беларуси", члену БАЖ 
Дмитрию Бондаренко. Такое решение было принято 2 марта на заседании, которое 
проходило в Республиканском научно-практическом центре медицинской экспертизы 
и реабилитации. Жена заключенного политика Ольга высказала опасения, что сейчас 
Д. Бондаренко, несмотря на проблемы со здоровьем, не будет никаких послаблений. 

Напомним, Дмитрий Бондаренко отбывает наказание - 2 года лишения свободы - в 
могилевской колонии №15. Сразу после ареста в декабре 2010 г. у политика 
обострилась хронические заболевания, в июле ему сделали операцию на 
позвоночнике. В этом году в конце января Бондаренко сделали более жесткими 
условия удержания в колонии, в частности, запретили пользоваться костылем и 
ортопедической обувью, обязали ходить в строю. 1 февраля  Бондаренко написал 
прошение о помиловании на имя А. Лукашенко. После этого ему разрешили 
пользоваться костылем. 

6 марта стало известно, что корреспондентке барановичской негосударственной 
газеты Intex-press Наталье Соломянко отказались предоставить информацию в 
местном отделе ЗАГС. Журналистка хотела узнать о количестве заключенных браков 
в городе.  На заданный вопрос  начальник отдела ЗАГС Барановичского 
горисполкома Светлана Волынец 1марта заявила, что эти сведения сообщат 2 марта 
на заседании горисполкома. 5 марта чиновница опять отказалась предоставить 



2 
 

журналистке по телефону данные, посоветовав на этот раз обратиться за 
необходимой информацией в государственную газету "Наш край". 

Редакция Intex-press направила письменный запрос в отдел ЗАГС и готовит 
заявление о содействии в получении информации от этой инстанции в прокуратуру. 

Получение информации в этом году стала большой проблемой для независимого 
издания, что в Intex-press расценивают как кем-то искусственно организованные 
препятствия в исполнении профессиональных обязанностей. Например, главный 
врач "Центральной детской городской больницы" Эльмира Богданович на просьбу 
журналиста сообщить данные о том, как изменилось количество детей с плохим 
зрением за последние годы, также посоветовала обратиться в идеологический отдел 
горисполкома.  

8 марта стала известно, что новополочанин Дмитрий Рыжеченко направил в 
Новополоцкий городской суд иск о клевете против регионального телеканала 
"Вектор-TV". Поводом стал телесюжет от 24 февраля, посвященный деятельности 
"ультраправой молодежной группы". 19-летний парень считает, что сотрудники 
местного телеканала, оскорбили его честь и достоинство, публично назвав 
"экстремистом" и участником профашистской организации. 

Д. Рыжеченко требует от "Вектор-TV" опровергнуть эту информацию в телеэфире, а 
также выплатить компенсацию за моральный ущерб. 

11 марта в Рогачеве местная милиция составила административный протокол в 
отношении  общественного активиста Дениса Дашкевича согласно статье 9.21 КоАП. 
Его обвиняют в нарушения авторских, смежных и патентных прав. Заявление в 
прокуратуру написал редактор государственной районной газеты "Свободное слово" 
Андрей Шишкин, который недоволен тем, что на независимом новостном сайте 
vrоgаcheve.ru без разрешения редакции опубликовано 9 материалов из газеты, а 
также фотоснимок председателя райисполкома В. Банчука. 


