
 1

Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
 
21 ‐27.05.2012 г. 
 
22  мая  БАЖ  получил  письмо  от  начальника  милиции  общественной  безопасности 
Центрального  РУВД Минска  Артура Шахлая.  Это  ответ  на  обращение  группы  членов  БАЖ  ‐ 
журналистов‐фрилансеров,  которые  призывали  милицейское  руководство  "обеспечить 
разъяснение  сотрудникам  органов  внутренних  дел  законодательства  о  СМИ";  "довести  до 
должностных лиц и других  сотрудников органов внутренних дел,  что журналисты во время 
массовых акций... выполняют свои профессиональные обязанности" и т.д.  
В  ответе  лаконично  сообщается:  "…Ваше  обращение  рассмотрено  УВД  администрации 
Центрального района г. Минска. Всю интересующую Вас информацию, Вы можете получить в 
отделе информации и общественных связей ГУВД Мингорисполкома". 
Напомним,  17  апреля  журналисты‐фрилансеры  по  собственной  инициативе  посетили  три 
столичных РУВД ‐ Московское, Центральное и Советское. Выслушал журналистов и принял у 
них  бумаги  только  г‐н  Шахлай.  Остальные  милицейские  чиновники  либо  отсутствовали  (в 
официальное  время  приема  граждан),  либо  заявили,  что  у  них  нет  времени  и желания  на 
такие беседы. 
 
22  мая  посольство  Беларуси  в  Варшаве  "решительно  осудило"  демонстрацию  в  эфире 
польского телеканала TVN документального фильма "Как выглядит правосудие в Беларуси", 
посвященного взрыву в минском метро 11 апреля 2011 г.  
В  комментарии,  размещенном  на  сайте  диппредставительства,  отмечалось:  поданная  в 
фильме информация является "катастрофической манипуляцией" и "не имеет ничего общего 
с  реальностью".  По  мнению  белорусского  посольства,  авторы  фильма  стали  "на  защиту 
террористов,  осужденных  за  взрыв".  "Во  имя  свободы  слова"  диппредставительство 
рекомендует  телеканалу  TVN  продемонстрировать  в  своем  эфире  фильм  белорусских 
корреспондентов  АТН  "Метро",  чтобы  "рассказать  польскому  народу  всю  правду  об  этой 
трагедии". 
24  мая  телекомпания  TVN  дала  официальный  ответ,  в  котором  отклоняет  предъявленные 
обвинения  в  недобросовестности  работы.  "Мы  всегда  руководимся  принципами  проверки 
каждой  информации,  которая  собирается  в  процессе  подготовки  репортажа.  В  письме 
посольства Республики Беларусь не указано ни одного конкретного обвинения", ‐ говорится в 
заявлении.  "О  том,  был  ли материал  отдан манипуляции  или  же  основан  на  неправдивой 
информации и неправдивых доказательствах в демократическом  государстве окончательно 
решает только независимый суд", ‐ подчеркивает телеканал. 
 
23 мая утром в Минске были задержаны независимые тележурналисты Александр Любенчук 
и  Любовь  Лебедева.  Это  произошло  в  момент,  когда  съемочная  группа  брала  интервью  у 
представителя общественного объединения "Платформа" Андрея Бондаренко. Задержанных 
отвезли в Октябрьское РУВД,  где взяли с них объяснения,  после чего отпустили,  пообещав, 



 2

что  история  будет  иметь  продолжение.  Личности  задержанных  и  род  их  занятий  были 
милиционерам заранее известны, ‐ говорят журналисты. 
"Задерживали 6 человек, причем 5 из них были в штатском. Журналистов отвели в машину, я 
пытался  побеседовать  с  милиционерами,  они  отказывались  представиться",  ‐  сообщил 
Андрей Бондаренко, ставший очевидцем задержания. 
 
23  мая  главный  редактор  негосударственной  газеты  "Бобруйский  курьер"  Анатолий 
Санотенко  получил ответ  из  прокуратуры Могилевской  области  на  свою жалобу  по  поводу 
незаконных  действий  сотрудников  Бобруйского  КГБ.  Напомним,  5  апреля  журналиста 
вызвали в налоговую инспекцию, где два офицера КГБ в течение 2,5 часов пытались оказать 
на него юридическое и психологическое воздействие, обвиняя в "возможном" нарушении ст. 
369 УК "Дискредитация РБ". 
В  своем  ответе  (от  16  мая)  старший  помощник  прокурора  Могилевской  области  М.А. 
Романовский признает факт "беседы"  сотрудников Бобруйского отдела КГБ  с журналистом. 
Он  сообщает,  что  прокуратура  Могилевской  области  установила,  что  в  ряде  материалов 
Санотенко  "содержатся  необоснованные  сведения  и  предположения,  направленные  на 
дискредитацию  белорусского  общества  и  государства",  что  якобы  является  следствием 
неуважительного  отношения  журналиста  к  закону  "О  СМИ".  Между  тем,  обеспокоен  М. 
Романовский,  "следование  в  дальнейшем  подобной  практике  подготовки  материалов 
потенциально может привести к осуществлению правонарушения". 
Дальше  прокурор  Романовский  пишет  о  праве  "органов  государственной  безопасности" 
проводить  профилактические  мероприятия.  И  беседа,  которая  произошла  у  журналиста  с 
работниками  КГБ,  мол,  является  "самой  мягкой  из  мер  индивидуальной  профилактики 
правонарушений". 
 
24  мая  съемочную  группу  "Белсата"  не  пустили  на  юбилейный  концерт  рок‐музыканта 
Александра  Кулинковича,  который  проходил  в  одном  из  минских  клубов.  По  словам 
журналистов,  организатор  концерта  Павел  Каширин  заявил,  что  прессу  он  видеть  на 
мероприятии  не  желает,  поскольку  оно  ‐  закрытое.  Сам  г‐н  Каширин  в  беседе  с  пресс‐
службой  БАЖ  обосновал  свои  действия  следующим  образом:  "Так  дело  не  делается.  Это 
было  полузакрытое  мероприятие  в  частном  учреждении,  и  никто  меня  заранее  не 
предупреждал  о  том,  что  съемочная  группа  "Белсат"  хочет  там  работать..."  По  его  словам, 
другие журналисты концерт освещали, но это были фотографы, причем все – на основании 
предварительной договоренности. 
 
24 мая белорусскому политологу, аналитику Белорусской службы радио "Свобода" Валерию 
Карбалевичу  вручили  премию  "Свободная  пресса  Восточной  Европы"  имени  Герда 
Буцериуса.  Церемония  проходила  в  городской  ратуше  Гамбурга  (Германия).  Организаторы 
конкурса  ‐  представители  фондов:  немецкого  "Цайт‐Штифтунг"  и  норвежского  "Свободное 
слово" ‐ отмечают, что свобода слова в Беларуси, России, Азербайджане и Украине вовсе не 
очевидная,  а  поэтому  подобная  награда  особенно  важна  для  тех,  кто  представляет 
независимую журналистику в этих странах в условиях репрессий, преследования, клеветы и 
запугивания. 
 
25  мая  стало  известно,  что  правозащитник  Андрей  Бондаренко,  руководитель 
информационно‐просветительского учреждения "Платформа",  направил в  суд иск о  защите 



 3

чести,  достоинства  и  деловой  репутации  против  Национальной  государственной 
телерадиокомпании РБ. Правозащитник требует с государственного телевидения взыскания 
за  моральный  ущерб,  нанесенный  ему  сюжетом,  который  был  показан  11.12.2011  г.  в 
программе  "В  центры  внимания"  на  телеканале  "Беларусь‐1".  Первое  слушание  по  делу 
запланировано на 7 июня (9.10 утра) в суде Первомайского района Минска.  
 
25  мая  вечером  на  белорусско‐литовской  границе  в  пункте  пропуска  "Гудогай"  была 
задержана  редактор  профсоюзного  сайта  praca‐by.info  Наталья  Верещагина.  Ее  сняли  с 
поезда  вместе  с  лидерами  профсоюза  РЭП,  когда  они  возвращались  из  Вильнюса  после 
встречи  с  литовскими  профсоюзами.  Журналистку  отвели  на  личный  досмотр:  сначала 
проверили содержимое ее  сумки,  потом потребовали раздеться до белья.  В итоге почти 3‐
часовой процедуры досмотра забрали деньги, ноутбук и флеш‐карту. Их пообещали вернуть 
в течении месяца, после "проверки". 
 
25  мая  журналистка  газеты  "Витебский  курьер"  Юлия  Коноплёва  направила  жалобу  в  суд 
Оршанского района и города Орши на действия сотрудников Оршанского РОВД, которые 20 
мая задержали ее автомобиль и забрали 8 экземпляров буклета "Пол политики", а также 200 
комиксов  о  местном  самоуправлении.  Журналистка  подчеркивает,  что  данная  печатная 
продукция  не  является  периодическими  изданиями  и  потому  составление  в  отношении  ее 
административного  протокола  по  ст.  29.9  ч.2  КоАП  РБ  ("Незаконные  распространение 
печатных  СМИ  на  территории  РБ")  незаконно.  Более  того,  сведения  об  изъятых  печатных 
материалах, их название и количество экземпляров милиционеры не внесли в протокол об 
административном правонарушении,  а  также не составили никакого протокола изъятия. По 
мнению  журналистки,  такая  "конфискация"  ничем  не  отличается  от  обычного  грабежа. 
Журналистка  просит  суд  вернуть  ей  незаконно  изъятую  продукцию  и  признать  действия 
сотрудников Оршанского РОВД в отношении ее неправомерными. 
25  мая  правозащитник,  активист  компании  "Наш  Дом"  Николай  Петрушенко  направил 
письмо начальнику УВД Витебского облисполкома Александру Найденко, в котором требует 
объяснить причины изъятия печатной продукции у журналистки "Витебского курьера" Юлии 
Коноплёвой.  Правозащитник  просит  милицию  обеспечить  право  на  распространение 
информации. 
 
26 мая в Минске назвали имена победителей творческого конкурса "Пресс‐фото Беларуси ‐
2011".  Гран‐при  конкурса  в  этом  году  получил  Александр  Васюкович  за  снимок  с 
изображением  Любови  Ковалевой.  Все  имена  победителей  конкурса  ЗДЕСЬ 
http://baj.by/be/node/12398 . 
 
26  мая  вечером  на  белорусско‐литовской  границе  в  пункте  пропуска  "Гудогай"  с  поезда 
"Вильнюс‐Минск"  сняли  заместителя  главного  редактора  "Народнай  волі" Марину  Коктыш. 
На  таможенном контроле ее досмотрели и обыскали. Причину  таких действий ей никто не 
объяснил. Никаких носителей информации журналистка с собой не брала, поэтому изымать у 
нее  было нечего.  Домой М.  Коктыш добиралась  на  следующем  уже ночном поезде.  Билет 
пришлось покупать за свои деньги, ‐ сообщила она позже.  
 
28  мая  Любовь  Ковалева  ‐  мать  обвиненного  в  терроризме  и  расстрелянного  Владислава 
Ковалева обратилась в Генеральную прокуратуру. Женщина требует, чтобы там дали оценку 



 4

фильму "Метро", который она считает клеветническим. По мнению Л. Ковалевой, в фильме, 
показанном по БТ  к  годовщине  взрыва на минской  станции метро  "Октябрьская",  есть  ряд 
противоречий  и  нестыковок,  и  даже  искажений,  что  касается  материалов  судебного  дела 
обоих осужденных на смерть витебских парней, Дмитрия Коновалова и ее сына Владислава. 
Раньше Любовь Ковалева обращалась в Белтелерадиокомпанию, чтобы ей назвали фамилии 
авторов  фильма  "Метро",  поскольку  в  цитрах  они  указаны  не  были.  Но  руководитель 
Белтелерадиокомпании  Геннадий  Давыдько  отказался  это  сделать.  В  письменном  ответе 
Давыдько  заявляет,  что  Белтелерадиокомпания  ‐  собственник  прав  на  фильм  "Метро",  это 
указано в титрах, и этого достаточно. Обжаловать свой ответ он предложил "в вышестоящий 
орган (Администрацию Президента Республики Беларусь)". 
 


