
 1 

Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
27.01.-16.02.2014 г. 
 
Диапазон мониторинговых случаев в течение указанного приода был 
чрезвычайно широким: это суды с участием журналистов, препятствия при 
выполненни ими профессиональных обязанностей, задержания, угрозы, 
ограничения в распространении СМИ, вызовы в прокуратуру, отказы в 
информации и изъятие печатной литературы.  
 
 
27 января коллегия Верховного суда Республики Беларусь отклонила иск директора 
частного торгового предприятия "БЕЛСАТ плюс" Андрея Белякова к компании 
Telewizja Polska (SA TVP) - учредителя телеканала "Белсат ТВ". Суд решил, что 
Беляков не представил доказательств нарушения исключительного права на 
товарный знак "Белсат" на территории Беларуси. Решение вступило в силу и 
обжаловано в кассационном порядке быть не может - только в порядке надзора. 
Напомним, рассмотрение иска началось 11 ноября 2013 г., по делу состоялось 
несколько заседаний. Первоначально истец утверждал, что телевидение "Белсат" 
незаконно использует свой товарный знак, и требовал, чтобы спутник "Astra" 
прекратил трансляцию сигнала "Белсат ТВ".  
 
28 января неизвестные хакеры взломали сайт "Трезвый взгляд" - spasemstranu.com, 
принадлежащий гомельской общественной компании "Хватит пить - надо жить!". 
Согласно администратору сайта Константину Жуковскому, взломщики изменили 
логотип и поместили материал о людях нетрадиционной сексуальной ориентации.  
По мнению активистов антиалкогольной компании, за взломщиками стоят 
белорусские спецслужбы: атака была устроена в день похорон под Гомелем героя 
Евромайдана белоруса Михаила Жизневского, о котором писал сайт. 
 
29 января солигорский активист Александр Молочко наконец получил ответ от 
Ошмянской таможни касательно судьбы изъятой у него для проверки на экстремизм 
книги Валерия Карбалевича "Александр Лукашенко. Политический портрет".  
В письме за подписью заместителя начальника таможни И. Змитровича (от 23 
января) сообщается, что "по результатам проведенной таможенной экспертизы книга 
"Александр Лукашенко. Политический портрет" подлежит возврату". О результатах 
экспертизы в письме таможенников ничего не говорится. Отличительно, что с 
момента отправки книги на экспертизу прошло 4 месяца, и всё это время о её 
результатах Молочко ничего не знал.  
Напомним, один экземпляр книги "Александр Лукашенко. Политический портрет" 
таможенники изъяли у солигорского активиста ОГП Александра Молочко 14 
сентября 2013 г., когда тот возвращался из Литвы в Беларусь. В начале октября 
начальник Ошмянской таможни сообщил, что таможенная экспертиза по книге была 
назначена 30 сентября, и что ее проведение поручено эксперту из числа 
уполномоченных должностных лиц Главного управления идеологической работы, 



 2 

культуры и по делам молодежи Гродненского областного исполнительного комитета". 
На экспертизу отводилось 20 дней. 
 
29 января вечером в Минске во время съемок фильма "Авель" на площади 
Независимости журналистам препятствовали работать неизвестные лица в 
штатском. Около десяти таких "тихарей" становились перед сотрудниками СМИ и 
грудью закрывали от их камер съемочную площадку. 
(Снимались сцены фильма, в которых отражены массовые протесты 2010 г. Для 
этого на площадку перед Домом правительства пригласили актеров-спецназовцев и 
из числа студентов столичных вузов актеров-демонстрантов.) 1 февраля люди в 
штатском задержали видеооператора информагентства БелаПАН Василия Семашко. 
Инцидент произошел после того, как он по завершению съемок взял интервью у 
участников массовки – двух студентов. По словам оператора, примерно в 22.45 к 
нему подошли трое неизвестных в штатском. Они стали интересоваться вопросами, 
которые журналист задавал участникам массовки, и пытались задержать этих 
студентов – процесс задержания Семашко также снимался на видеокамеру. "Тихари" 
потребовали у журналиста удалить запись, не восстановлять её и не публиковать. 
 
31 января стало известно, что блогеру из Светлогорска Геннадию Жулего уже более 
5 месяцев не возвращают забранную милиционерами после обыска компьютерную 
технику. 
Напомним, 17 августа 2013 г. на основании санкции районного прокурора майор 
милиции Исаенко с подполковником, имя которого в документах не фигурирует, 
провели осмотр квартиры блогера и забрали у него системный блок компьютера и 
модем. Это произошло после того, как Жулего снял и поместил на своих страницах в 
социальных сетях видеоролик о состоянии местных дорог и о доме председателя 
райисполкома Сергея Максименко. Жена чиновника посчитала видеоролик 
оскорбительным и написала заявление в милицию. 
В подобной ситуации оказался и редактор рогачевского сайта vrogacheve.ru Денис 
Дашкевич. 19 ноября 2013 г. сотрудники Следственного комитета во время обыска у 
него дома забрали 2 системные блоки компьютеров и арендованный у "Белтелекома" 
модем. Через три дня Дашкевич нашел свою оргтехнику в Рогачевском РОВД, 
милиционеры сообщили, что её направляют на экспертизу. 
Обыск в квартире Дашкевича проводился в рамках проверки по уголовному делу, 
возбужденному по заявлению заместителя председателя Рогачевского 
райисполкома Василия Корольчука. Тот посчитал, что размещенная на vrogacheve.ru 
публикация содержит оскорбительное для него содержание. 
 
4 февраля в Бобруйске в помещении Управления внутренних дел города почти на 12 
часов задержали блогера Олега Желнова якобы по подозрению в подготовке взрыва. 
Утром Желнов, направляясь на прием к начальнику Бобруйского межрайонного 
отдела Следственного комитета, должен был сдать дежурному в камеру хранения 
личные вещи, среди них - автобрелок. По каким-то причинам дежурный решил, что 
автобрелок является дистанционным управлением для взрывчатого приспособления. 
Желнова обыскали, поместили в камеру, затем отвели к следователю и стали 
проводить с ним оперативно-следственные мероприятия. Его продержали в милиции 
с 8.30 утра до 20.00 вечера. Был вызван адвокат. После блогера отпустили с 
формулировкой: "Принимая во внимание, что отпали основания для дальнейшего 
удержания под стражей". Между тем, все носители информации, которые были у 



 3 

Желнова при себе - три флешки, три телефона без сим-карт и один 3G модем с 
картой памяти на 16 гб - остались в УВД. 
 
4 февраля в Ленинском районном суде г. Гродно прошло слушание по иску о защите 
чести и достоинства против журналистов государственного телеканала "Гродно 
плюс". Иск в суд направила мать гродненского фотожурналиста Алексея Салея 
Ирина Салей. Поводом стал вышедший в декабре 2013 г. видеосюжет о задержании 
сотрудниками милиции подозреваемого в изнасиловании. После демонстрации 
момента задержания крупным планом был показан плакат с фотографией её сына. 
Таким образом, в контексте у зрителей складывалось впечатление, что задержанный 
именно Алексей Салей. Ирина Салей назвала сюжет провокацией и требует от 
журналистов областного гостелеканала компенсации морального вреда. 
Видеооператор Сергей Печерица и автор сюжета Галина Давыдик своей вины не 
признают, утверждают, что фото А. Салея попала в видеоряд случайно - съемка 
делалась в коридоре отделения милиции, где на стене висел плакат "Их разыскивает 
милиция".  
Напомним, независимый фотожурналист, член ОО "БАЖ" Алексей Салей 
официально находится в розыске. Его неоднократно преследовали за 
профессиональную деятельность, а в мае 2011 г. против него было возбуждено 
уголовное дело – якобы за изготовление и распространение порнографических 
материалов. После этого журналист уехал из Беларуси. 
 
5 февраля в г. Миоры (Витебская обл.) милиция задержала тележурналистов Сергея 
Кручкова, Анастасию Резникову и оператора Александра Потеева, которые приехали 
подготовить материал о насущной проблеме местных жителей - отключении тепла на 
неделю в квартирах при минусовой температуре на улице. Правоохранители 
заявили, что съемочная группа находится в запрещенной зоне воинских учений, и 
задержали "для установления лиц".  
В Миорском РОВД у журналистов взяли объяснения и настойчиво порекомендовали 
выехать из Миоров – предупредили, что при следующей попытке что-либо снять у 
журналистов будут более серьезные проблемы. После съемочную группу 
отконвоировали к границам города. 
 
6 февраля журналистка информационного портала TUT.BY, член ОО «БАЖ» 
Екатерина Синюк получила sms с угрозами. Это случилось после публикации в тот 
день на портале ее статьи "Зачем "серьезные дяди" заманивали 
несовершеннолетних мальчиков в коттедж в поселке Зацень?" 
"Большой тебе привет "от мальчиков Давыдовича". Скоро пообщаемся неформально 
и в неожиданном месте. Спится спокойно?", – говорилось в сообщении, отосланном 
на личный телефон журналистки с сайта мобильного оператора. Согласно Екатерине 
Синюк, также с момента выхода материала почти через каждые пять минут на 
телефон звонили с неизвестных и скрытых номеров.  
В статье журналистки рассказывалось о бывшем руководителе международного 
благотворительного общественного объединения "В помощь детям-сиротам" 
Вячеславе Давыдовиче. Как показало журналистское расследование, он оказался 
связанным с фигурантами громкого уголовного дела "о педофилах". 7 февраля в 
Минске начинался суд над Давыдовичем за незаконную предпринимательскую 
деятельность. 
 



 4 

6 февраля Центр правовой трансформации (Lawtrend) озвучил результаты 
мониторинга 45 официальных сайтов республиканских органов исполнительной 
власти Беларуси на предмет соответствия своему предназначению. 
Требования к содержанию официальных сайтов определены рядом нормативных 
документов: эти ресурсы должны обеспечивать гражданам доступ к информации 
государственных органов и делать власть прозрачной. 
Согласно мониторщикам, анализ показал, что сайты госорганов не соответствуют не 
только международным нормам доступа к государственным услугам в интернете, но 
и национальному законодательству. Сайты представляют собой канал ограниченного 
одностороннего информирования, а не действенный инструмент обеспечения 
доступа к информации, которая находится в распоряжении госорганов.  
Исследователи отмечают, что ни один из рассмотренных сайтов не предлагает 
гражданам все обязательные к размещению категории информации. Также ни один 
государственный орган не соблюл требование обязательного дублирования всей 
информации сайта на белорусском и русском языках. Руководитель Lawtrend Елена 
Тонкачева сообщила, что теперь сведения мониторинга направят учредителям 
сайтов. 
 
7 февраля прокуратура г. Бобруйска возбудила против блогера Олега Желнова 
уголовное дело по ст. 369 – "публичное оскорбление представителя власти в связи с 
исполнением им служебных обязанностей". В сообщении УВД Могилевского 
облисполкома говорится, что в течение 2012-2013 годов на персональном сайте 
"Блог Олега Желнова" и других интернет-ресурсах был опубликован ряд 
оскорбительных материалов применительно к сотруднику милиции. 
Блогер говорит, что он узнал о решении бобруйской прокуратуры из интернета. Сам 
факт возбуждения уголовного дела он расценивает как давление на него за 
блогерскую активность. "Я считаю, что основная задача милицейских чиновников - 
лишить меня возможности что-либо писать в интернет", – говорит Желнов. 
Напомним, 4 сентября 2013 г. блогер вместе со своим сыном случайно стал 
свидетелем нарушения правил дорожного движения работниками милиции – 
неправильной парковки на тротуаре. Он зафиксировал этот факт на видеокамеру и 
обратился с заявлением к сотрудникам ГАИ, которые находились рядом. В итоге 
нарушение ПДД работниками ГАИ не было зафиксировано, а на Желнова составили 
протокол – якобы за нарушение административного кодекса. Угрозы привлечь 
Желнова к ответственности по уголовному делу звучали со стороны милиционеров 
уже тогда. 24 октября 2013 г. милиция провела в его квартире семичасовой "осмотр 
места происшествия". Основанием для его стала заявление майора ГАИ УВД 
Бобруйского горисполкома Евгения Сероштанова, которого якобы оскорбил в 
интернете Олег Желнов. Из квартиры блогера тогда были вынесены все 
электронные носители информации. Но следственный комитет, который проводил 
проверку, уголовное дело тогда не возбуждал. 
Ст. 369 УК предусматривает наказание общественными работами, или штрафом, или 
исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом на срок до 6 месяцев, или 
ограничением свободы на срок до 3 лет. 
 
10 февраля независимого журналиста-фрилансера Юрия Дешука вызвали в 
прокуратуру Лидского района для дачи объяснений. Согласно журналисту, 
сотрудников прокуратуры интересовала его трудовая деятельность. Особенное 



 5 

внимание они обратили на возможную работу журналиста без аккредитации на 
зарубежное СМИ. 
В свою очередь, Юрий Дешук воспользовался правом не давать против себя 
объяснений и отказался подписывать протокол опроса.  
 
10 февраля правозащитник и член ОО "БАЖ" Леонид Судаленко из Гомеля получил 
ответ из Министерства внутренних дел на просьбу выявить физическое или 
юридическое лицо, которое с белорусского IP-адреса размещает на сайте 
gomelbest.com клеветническую и оскорбительную информацию в отношении к нему и 
другим демократическим активистам. Начальник управления по раскрытию 
преступлений в сфере высоких технологий Игорь Черненко в официальном письме 
пишет, что МВД "вышеуказанной технической возможностью не обладает".  
Перед этим Судаленко с просьбой выявить злоумышленника не единожды 
обращался в УВД Гомельского облисполкома. Оттуда дело перенаправляли в 
Железнодорожный РОВД Гомеля, но результата это не дало.  
"Сейчас я подготовил и направил в суд Железнодорожного района Гомеля жалобу на 
прекращение местным РОВД административного дела. Считаю, что у сотрудников 
милиции есть техническая возможность выяснить IP-адрес редакции сайта на 
территории Беларуси", – сообщил Леонид Судаленко. Правозащитник добавляет, что 
Железнодорожный РОВД даже не затребовал информацию о IP-адресе для 
фактического выявления местонахождения редакции сайта на территории Беларуси, 
не говоря уже о проверке. 
 
11 февраля суд Ошмянского района постановил, что книга Алеся Беляцкого 
"Освещенные Белорускостью" является запрещенной для ввоза в Беларусь. 
Правозащитнице Татьяне Ревяко предписано вывезти издание за пределы страны. 
Такое решение судья Татьяна Емельянович приняла по результатам рассмотрения 
жалобы правозащитника на действия сотрудников Ошмянской таможни. 
Напомним, 3 июля 2013 г. таможенники задержали 40 экземпляров издания, которые 
Татьяна Ревяко ввозила на собственном автомобиле из Литвы в Беларусь. После 
этого руководство таможни подготовило две экспертизы на предмет наличия в книге 
экстремистских либо террористических призывов, но обе экспертизы суд по ряду 
причин признал недействительными. 
Несмотря на это, судья "согласно собственному убеждению" приняла решение 
запретить ввоз издания в Беларусь. Татьяна Ревяко с таким решением категорически 
не согласна и намерена обжаловать его в Гродненском областном суде. 
  
12 февраля стало известно, что Витебская областная библиотека отказалась от 
подписки на 2014 год на негосударственные газеты: "Наша Ніва", "Народная воля" и 
"БелГазета". Библиотекари объясняют недовольным таким новшеством 
посетителям, что это приказ областного управления идеологической работы, 
культуры и по делам молодежи. Директор областной библиотеки Александр Сёмкин, 
в свою очередь, объяснил отказ от подписки "сокращением бюджетного 
финансирования". 
Тем не менее, на 2014 год областная библиотека выписала большее наименование 
периодических изданий, чем было в 2013 году. А читатели сайта "Народныя навіны 
Віцебска" сообщают, что такая же ситуация и в других библиотеках города: 
например, в центральной городской библиотеке им. Горького также не выписали на 
2014 год ни "БелГазету", ни "Народную волю", ни "Нашу Ніву". Все это дает 



 6 

основание полагать, что экономия средств в условиях сокращения финансирования 
– вовсе не основная причина отказа от подписки на независимые издания. 
 
12 февраля руководитель КУП "ЖРЭУ г. Бреста" Павел Заграй отказался 
беседовать с внештатным корреспондентом информагентства БелаПАН 
Александром Левчуком. 
Информационным поводом обращения к чиновнику стало обращение группы граждан 
в прокуратуру Бреста с просьбой завести в отношении должностных лиц "ЖРЭУ г. 
Бреста" уголовное дело в связи с неисполнением обязанностей по техническому 
обслуживанию и ремонту жилого дома, что сделало его непригодным для 
проживания. Готовя материал на эту тему, Левчук поинтересовался позицией второй 
стороны – руководства ЖРЭУ. Но Павел Заграй сообщил через секретаря, что не 
будет ничего комментировать, а главный инженер предприятия Василий Сумар 
просто сбежал от журналиста.  
Александр Левчук оставил жалобу на действия руководства ЖРЭУ в книге жалоб и 
предложений, поскольку считает, что таким образом чиновники нарушили ст. 34 
Конституции. 
 
12 февраля издатель региональной газеты "Вольны горад" Владимир Кудрявцев 
направил в суд Кричевского района заявление о пересмотре решения суда 
Кричевского района от 10 сентября 2013 г. по вновь открывшимся обстоятельствам. 
Такими обстоятельствами является отмена решения Кричевского райсуда от 17 
июня 2013 г. и прекращение производства по делу. Также издатель "Вольнага 
горада" просит вернуть ему 945 тыс. рублей, взысканных согласно решению суда в 
пользу строительного государственного предприятия КУП «Чериковская ПМК №280».  
Кудрявцев ссылается на ст. 452 Гражданско-процессуального кодекса. Согласно ей, 
решения, которые приобрели законную силу, могут быть отменены па вновь 
открывшимся обстоятельствам, в том числе, на основании отмены решения суда. 
Напомним, 17 июня суд Кричевского района вынес решение по иску "О защите 
деловой репутации" со стороны "Чериковской ПМК №280" против газеты "Вольны 
горад". Суд признал распространенные в газете (№4 от 3.02.2013) в статье 
"Крепостные" сведения относительно КУП "Чериковская ПМК №280" не 
соответствующими действительности и обязал издание опубликовать опровержение. 
10 сентября судья Кричевского райсуда Антонина Качанова удовлетворила иск 
"Чериковской ПМК №280" и постановила взыскать с журналистов "Вольнага горада" 
деньги в размере 945 000 рублей в пользу ПМК на покрытие судебных расходов и 
оплату услуг адвоката. 
27 декабря президиум Могилевского облсуда отменил решение Кричевского райсуда 
от 17 июня и прекратил производство по делу.  
 
13 февраля на белорусско-литовской границе (переход Каменный Лог) был 
задержан для досмотра руководитель частного культурно-просветительского 
учреждения "Платформа" Андрей Бондаренко, который возвращался из Литвы. 
Таможенники провели досмотр его автомобиля и забрали для проведения 
экспертизы на предмет наличия экстремистских и клеветнических материалов 
несколько экземпляров годового отчета "Платформы". 
Андрей Бондаренко подчеркивает, что отчет является открытым документом и 
размещен на официальном сайте организации. Раньше ни у одного из 
государственных органов претензий к этим отчетам не возникало. 


