
Белорусская ассоциация журналистов 

 

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В БЕЛАРУСИ 

2024 

 

2025 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



СОДЕРЖАНИЕ 

 

УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕЗАВИСИМОГО МЕДИАСЕКТОРА В 2024 ГОДУ 

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 

 

НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ 

Уголовное преследование 

Иное давление на журналистов и СМИ 

 

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ ДЛЯ 

ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ВЫРАЖЕНИЯ МНЕНИЙ 

 

ОГРАНИЧЕНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫМИ МЕРАМИ 

 

СОБЫТИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИАСЕКТОРЕ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕЗАВИСИМОГО МЕДИАСЕКТОРА В 2024 ГОДУ 

Положение представителей независимого медиасектора в Беларуси в 2024 году 

определялось продолжением репрессивной политики, которая 

активизировалась накануне выборов Александра Лукашенко, назначенных на 26 

января 2025 года. 

При этом усилилось преследование журналистов и блогеров, цензура 

информационного пространства и пропагандистская деятельность государственных 

СМИ, структур Союзного государства Беларуси и России. В частности: 

● Продолжилось уголовное преследование медиаработников внутри страны, 

вынесение заочных приговоров в отношении тех, кто был вынужден уехать за 

границу, приобрело массовый характер; 

● Оказывалось давление на независимых журналистов и блогеров с 

применением угроз, обысков и задержаний (в случае с журналистами-

эмигрантами — через их родственников и имущество в Беларуси); 

● «Борьба с экстремизмом» широко использовалась для ограничения свободы 

слова и доступа к независимым источникам информации: по состоянию на 1 

сентября насчитывалось около 14 тыс. заблокированных интернет-ресурсов, из 

которых более 5 тыс. были признаны «экстремистскими материалами»; 

● Продолжалось признание независимых источников информации 

«экстремистскими формированиями», а также судебное преследование за 

любые формы взаимодействия с ними; 

● Цензура вышла за рамки традиционной «борьбы с экстремизмом»: 

Министерство информации потребовало изъять из продажи печатные издания, 

которые «могут нанести ущерб национальным интересам»; 

● Пропагандистская деятельность государственных СМИ Беларуси расширилась 

за счет вновь созданных интернет-ресурсов и новостного телеканала, под 

угрозой блокировки Министерством информации была обеспечена 

обязательная трансляция государственных телеканалов всеми 

распространителями телепрограмм; 

● Была создана медиакомпания Союзного государства России и Беларуси, а 

также заявлено о разработке стратегии формирования единого 

информационного пространства Союзного государства.  

В опубликованном организацией «Репортеры без границ» Индексе свободы прессы 

Беларусь заняла 167-е место, опустившись на десять позиций по сравнению с 

предыдущим годом. Позиция Беларуси в глобальном рейтинге свободы интернета, 

составленном правозащитной организацией Freedom House, также ухудшилась — как 

страна с несвободным интернетом она получила всего 22 балла из 100 (в прошлом 

году — 25 баллов).  

Согласно исследованию «Репортеров без границ», Беларусь оказалась на четвертом 

месте из стран, в которых содержится в заключении почти половина всех задержанных 

журналистов в мире — 40. В этом позорном списке Беларусь отстает всего от трех 

стран: в Китае в тюрьме находятся 124 работника СМИ, в Мьянме — 61, в Израиле — 

41.  

На конец 2024 года в тюрьме находились 45 журналистов, тогда как в 2023 году их 

было 32. Среди них — руководительницы информационного портала TUT.by Марина 

https://rsf.org/en/country/belarus
https://freedomhouse.org/country/belarus
https://baj.media/wp-content/uploads/2024/12/rsf-round-up-2024-en.pdf


Золотова и Людмила Чекина, получившие по 12 лет лишения свободы каждая, а также 

политолог и редактор «Белорусского ежегодника» Валерия Костюгова, приговоренная 

к 10 годам лишения свободы. При этом, в течение года были освобождены по 

гуманитарным соображениям в результате помилования осужденные журналисты 

Ксения Луцкина, Андрей Толчин, Дмитрий Лукша и его жена Полина Половинка.  

Независимые СМИ, работающие в изгнании, столкнулись с экономическим 

кризисом из-за приостановки финансирования иностранных медиаорганизаций 

администрацией президента США, в том числе через Агентство США по 

международному развитию (USAID). Организация «Репортеры без границ» призвала 

европейские правительства усилить поддержку белорусских СМИ в изгнании, которые 

по-прежнему находятся под угрозой. В ее докладе отмечено, что независимые СМИ 

благодаря финансовой поддержке международных доноров смогли быстро 

адаптироваться, переключившись на расследования и освещение общенациональных, 

а не региональных событий, и развивая такие социальные сети, как Telegram (общее 

число подписчиков в 2023 году составило 1,3 млн), YouTube (с общим количеством 

просмотров — 21 млн), а также Instagram и TikTok. 

Белорусские журналисты-политзаключенные и сотрудники медиа в изгнании были 

удостоены ряда наград. 

Польская редакция авторитетного американского издания “Newsweek” наградила 

политзаключенного журналиста Анджея Почобута премией имени Тересы Тараньской 

в номинации «Деятель 10-летия». Депутаты Варшавского городского совета присвоили 

ему звание почетного гражданина польской столицы. «В такой ситуации, когда мы не 

можем заставить режим его освободить, мы можем сделать так, чтобы вокруг его 

дела не было молчания, чтобы была огласка, чтобы режим Лукашенко не мог быть 

спокоен и думать, что все забыли о таких случаях. Мы будем выступать за 

Почобута, за всех узников совести в Беларуси и будем стараться поддерживать их 

близких и людей, которые борются за их освобождение», — заявил по этому поводу 

польский политик Роберт Тышкевич. 

Главный редактор Tut.by Марина Золотова, приговоренная к 12 годам лишения 

свободы, стала лауреаткой международной премии имени Иоганна Филиппа Пальмы, 

на которую ее номинировала правозащитная организация «Репортеры без границ». 

«Перед лицом огромных препятствий и репрессивных мер Марина Золотова 

проявила себя как человек необычайного мужества и честности», — считают 

«Репортеры без границ» и Попечительский совет Фонда Palm. 

В 106-ю годовщину провозглашения независимости Белорусской Народной 

Республики председатель Рады БНР Ивонка Сурвила подписала декреты о 

награждении за заслуги перед белорусским народом. Медалью Ордена Пагони была 

награждена журналистка “Радио Свобода”, участница национального движения начала 

1980-х годов и неподцензурной прессы Алена Радкевич. 

27 июня в Варшаве впервые была вручена премия имени Кшиштофа Михальского для 

белорусских журналистов в изгнании. Она была основана в конце 2023 года 

Институтом гуманитарных наук (Вена) и посольством Австрии в Польше. Награды 

получили: в номинации «Журналистское расследование» — главный редактор 

Reform.news Федор Павлюченко, в номинации «Будущие таланты» — Елена 

Ковальчук, в номинации «Аналитическая журналистика» — Алексей Мартинкевич. 

https://jx-fund.org/wp-content/uploads/2024/03/Silenced_but_Resilient_BY_Media_Independent_Media_in_Exile_Report_2024_vFinal.pdf?x68414
https://www.press.pl/tresc/80772,po-raz-dziesiaty-przyznano-nagrody----newsweeka----im_-teresy-toranskiej
https://baj.media/be/zhurnalist-andzhjej-pachobut-sta-ganarovym-gramadzjaninam-varshavy/
https://cpj.org/
https://www.facebook.com/photo/?fbid=809199857904048&set=a.230125822478124
https://baj.media/be/prjemija-dlja-belaruskih-zhurnalistau-u-vygnanni/


ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 

4 и 6 января были внесены изменения в Закон «О рекламе». Они коснулись 

широкого круга вопросов: порядка размещения рекламы, сроков размещения рекламы 

в СМИ, требований к рекламе отдельных видов товаров и услуг и т. д. В частности, 

были введены новые требования к рекламе в сети Интернет. Ранее на интернет-

рекламу не распространялось требование о том, что размещать ее имеют право 

только организации и граждане, включенные в государственный «Реестр 

рекламораспространителей», формируемый Министерством антимонопольного 

регулирования и торговли. Однако новая редакция закона больше не делает 

исключения для рекламы в сети Интернет, что затрагивает блогеров.  

4 апреля вышел Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте 

Республики Беларусь № 69, который предусматривает аннулирование доменных 

имен интернет-ресурсов, включенных в Республиканский список экстремистских 

материалов. Исполнять это должен администратор национальной доменной зоны. 

Аннулированный домен вносится в соответствующий перечень и становится 

недоступным для регистрации. 

Постановлением Совета Министров № 665 от 11 сентября 2024 г. утвержден новый 

перечень телепрограмм, входящих в обязательный общедоступный пакет 

телепрограмм. В него включен вновь созданный телеканал «Первый 

информационный». 

3 декабря принята новая редакция Указа Президента № 630 «О реагировании 

должностных лиц на критические выступления в государственных средствах массовой 

информации» от 1997 года. Новой целью указа названо «объективное отражение в 

средствах массовой информации и на интернет-ресурсах общественно значимой 

информации, выявление и оперативное решение содержащихся в ней проблем», 

тогда как ранее речь шла об «укреплении исполнительской дисциплины, повышении 

роли государственных средств массовой информации в общественно-политической 

и социально-экономической жизни общества». Это свидетельствует о том, какое 

внимание придается государством контролю за содержанием публикаций в прессе.  

Сохраняется обязанность государственных органов и организаций рассматривать 

критические материалы о них, опубликованные в государственных средствах 

массовой информации, принимать меры и информировать СМИ о результатах (при 

этом срок рассмотрения сообщений государственных средств массовой информации 

сокращен с месяца до 15 дней). Кроме того, государственные органы теперь обязаны 

самостоятельно осуществлять мониторинг общественно значимой информации, 

опубликованной в любых средствах массовой информации и на интернет-ресурсах 

(такая информация в указе определена как «информация по острым социально-

экономическим и общественно-политическим проблемам»), а также критических 

материалов и иной актуальной информации, представляющей общественный интерес. 

Редакции государственных СМИ должны создать интернет-ресурсы для 

взаимодействия с гражданами и юридическими лицами «в целях оперативного сбора 

общественно значимой информации» и всестороннего обсуждения публикаций с 

гражданами и организациями. 

Согласно закону «О республиканском бюджете на 2025 год» от 13 декабря, 

бюджетные расходы бюджета на государственные средства массовой информации 

https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10700225
https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=T62405642
https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=T62405642
https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22400665
https://president.gov.by/fp/v1/378/document-thumb__61378__original/61378.1733301972.942532ce5b.pdf
https://minfin.gov.by/upload/bp/act/zakon_131224_48z.pdf


несколько увеличены (на 5,7%), причем увеличение коснулось только 

телерадиовещания — на печатные СМИ, издательскую деятельность и другие 

вопросы в сфере СМИ средств выделяется меньше, чем в 2024 году. 

 

НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ 

УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ 

Продолжалось уголовное преследование журналистов как внутри страны, так и 

выехавших за границу. Регулярными стали заочные суды (в порядке так 

называемого специального производства) над журналистами и блогерами, 

находящимися за пределами страны. За 2024 год было вынесено 15 приговоров по 

уголовным делам в отношении журналистов, из них 5 – заочно. 

30 января Минский городской суд приговорил борисовского фотографа Александра 

Зенкова к трем годам лишения свободы по статье 361-1 Уголовного кодекса (за 

участие в экстремистском формировании): его фотографии якобы были размещены на 

одном из интернет-ресурсов, признанных экстремистским формированием. 

18 марта руководителю работающего из-за рубежа «Маланка медыя» Павлу 

Мариничу, а также еще четверым фигурантам дела заочно (в порядке специального 

производства) присудили по 4 года лишения свободы каждому за противоправные 

действия по срыву республиканского референдума 2022 года (статья 191 Уголовного 

кодекса). 

21 марта бывший журналист-фрилансер из Гомеля, сотрудничавший с телеканалом 

«Белсат», Андрей Толчин, был приговорен к 2 годам и 6 месяцам лишения свободы 

по двум статьям Уголовного кодекса — за клевету в отношении президента (статья 

367) и за «содействие экстремистской деятельности» (статья 361-4). 

22 марта в Минске завершилось рассмотрение дела журналиста-фрилансера Игоря 

Корнея, долгое время работавшего журналистом «Радыё Свабода». Он был признан 

виновным в участии в экстремистском формировании (имелась в виду Белорусская 

ассоциация журналистов) и приговорен к трем годам лишения свободы и штрафу в 

размере 20 000 рублей по статье 361-1 Уголовного кодекса. 

2 апреля бывший сотрудник телеканала «Белсат» Алесь Марченко был приговорен 

Минским городским судом к 3 годам лишения свободы по части 3 статьи 361-1 

Уголовного кодекса (участие в экстремистском формировании). 

28 мая состоялся суд над оператором белорусского телеканала ОНТ Антоном 

Козельским. Он был осужден к 3 годам лишения свободы по уголовному делу, 

возбужденному, насколько известно, за комментарии от 2020 года, когда он якобы 

призывал к протестам. Приговор был вынесен по двум статьям Уголовного кодекса — 

361 (призывы к санкциям и иные действия, направленные на причинение вреда 

национальной безопасности) и 130 (возбуждение вражды или розни).  

3 июня Брестский областной суд приговорил местную журналистку Елену Тимощук 

(работала в областной телерадиокомпании «Брест», ранее сотрудничала с рядом 

региональных изданий в качестве фрилансера) к 5 годам лишения свободы и штрафу 

в размере 46 тысяч белорусских рублей (около 14 тысяч долларов США) по трем 



статьям Уголовного кодекса: за дискредитацию Республики Беларусь (статья 369-1), 

возбуждение вражды или розни (статья 130) и участие в экстремистском 

формировании (часть 3 статьи 361-1).  

2 июля в Минском областном суде были оглашены приговоры по делу «аналитиков 

Тихановской»: в порядке специального производства были вынесены заочные 

приговоры в отношении 20 человек, которых Министерство внутренних дел признало 

экстремистским формированием «Аналитики Светланы Тихановской». Среди них 

оказались журналисты белорусских независимых медиа Юрий Дракохруст и Анна 

Любакова, получившие по 10 лет лишения свободы. 

31 июля журналисты из Могилева Алесь Соболевский и Евгений Глушков были 

приговорены к 4 и 3 годам лишения свободы соответственно, а также крупным 

штрафам — по 8000 рублей каждому — по двум статьям Уголовного кодекса: 361-1 

(создание экстремистского формирования или участие в нем) и 361-3 (участие на 

территории иностранного государства в вооруженном формировании или 

вооруженном конфликте, военных действиях, вербовка или подготовка к такому 

участию). 

2 августа был оглашен заочный приговор Алесю Киркевичу, суд признал его 

виновным в содействии экстремистской деятельности по статье 361-4 Уголовного 

кодекса и приговорил к 7 годам лишения свободы и штрафу в размере 24000 рублей. 

Дело журналиста Владимира Хильмановича заочно рассматривал Гродненский 

областной суд. Он был обвинен в содействии экстремистской деятельности и участии 

в экстремистском формировании (статьи 361-4 и 361-1 Уголовного кодекса). 19 августа 

журналист был приговорен к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в 

колонии строгого режима и штрафу в размере 40 000 рублей. 

26 сентября суд Пинского района и города Пинска признал бывшего журналиста 

«Медыя-Палесся» Евгения Николаевича виновным по статье 342 Уголовного кодекса 

(организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо 

активное участие в них). Ему было назначено наказание в виде полутора лет лишения 

свободы. В 2020 году Евгений Николаевич освещал акции протеста в Пинске в 

качестве видеокорреспондента, был задержан и избит. После отбытия 

административного ареста Николаевич покинул Беларусь. В начале 2024 года он 

вернулся в страну и был задержан. 

10 декабря Ольга Родионова была приговорена к 4 годам лишения свободы за 

публикации в немецкой газете “Die Tageszeitung”, якобы содержащие 

диффамационные высказывания, по четырем статьям Уголовного кодекса: 367 

(клевета в отношении Президента Республики Беларусь), 369-1 (дискредитация 

Республики Беларусь), 130 (возбуждение расовой, национальной, религиозной или 

иной социальной вражды или розни), 368 (оскорбление Президента Республики 

Беларусь). 

В связи с уголовными обвинениями были помещены под стражу брестский 

журналист Даниил Полянский и владелец гродненского новостного сайта s13.ru 

Сергей Чеботько. Полянский обвиняется в государственной измене (статья 356 

Уголовного кодекса). Чеботько был задержан 23 октября, сначала его трижды осудили 

на 15 суток административного ареста за «распространение экстремистских 



материалов», а затем было возбуждено уголовное дело по статье 361-1 Уголовного 

кодекса. Действовавший до последнего времени сайт s13.ru тогда же был признан КГБ 

Беларуси «экстремистским формированием», поэтому обвинения, вероятно, связаны 

именно с этим. 

22 октября был задержан и заключен под стражу журналист Игорь Ильяш, муж 

политзаключенной журналистки Екатерины Андреевой, за интервью, которые он давал 

«экстремистским» СМИ о ее положении, а также за взаимодействие с украинскими 

коллегами. В начале февраля 2025 года стало известно, что Ильяшу были 

предъявлены обвинения в «дискредитации Республики Беларусь» (ст. 369-1 

Уголовного кодекса) и «содействии экстремистской деятельности» (ст. 361-4 

Уголовного кодекса). Его дело начал рассматривать Минский городской суд 21 

февраля. 13 марта в рассмотрении был объявлен перерыв на время проведения 

экспертизы публикаций.  

В течение 2024 года стало известно о возбуждении ряда уголовных дел в 

отношении журналистов, которые находятся за границей: заместителя 

председателя Белорусской ассоциации журналистов Бориса Горецкого, Дмитрия 

Казакевича, Ирины Чернюк, Дмитрия Лупача, Игоря Казмерчака, Дмитрия Панковца, 

основателя и руководителя Белорусского расследовательского центра (БРЦ) 

Станислава Ивашкевича и автора его видеопрограмм Сергея Чалого, трех бывших 

сотрудников БРЦ, а ныне журналистов «Медиа-бюро» Александра Ярошевича, 

Алексея Карпеко и Ольги Альхименко, а также значительного числа других. 

По данным БАЖ, за рассматриваемый период было арестовано имущество 4 

журналистов. Стало известно, что не менее 21 белорусского журналиста были 

включены в розыскную базу Российской Федерации. 

Власти контролировали деятельность блогеров в Беларуси, отслеживая любые 

критические высказывания в свой адрес. 5 апреля блогер из Столина Александр 

Игнатюк, которого судили за организацию протестов в Столине и Минске (статья 342 

Уголовного кодекса), клевету в отношении президента (ст. 367 Уголовного кодекса) и 

вымогательство (статья 208 Уголовного кодекса), был приговорен к 6 годам лишения 

свободы. Суд также оштрафовал блогера на 8000 рублей и обязал его выплатить 1800 

рублей в качестве компенсации имущественного ущерба. 

В октябре лояльный в отношении властей блогер из Гомеля Евгений Котляров был 

приговорен к 1,5 годам лишения свободы за публикацию видеоролика с осуждением 

действий местных властей. Он обвинялся по двум «политическим» статьям 

Уголовного кодекса: дискредитация Республики Беларусь (369-1) и оскорбление 

представителя власти (369). 

Блогеры, находящиеся за границей, заочно привлекались к уголовной 

ответственности. 

Так, в июне известный блогер Андрей Паук (обвинялся по 13 статьям Уголовного 

кодекса) и его бывшая жена, блогер и фрилансер Ольга Паук (обвинялась по 8 

статьям Уголовного кодекса) были признаны руководителями «экстремистского 

формирования» — авторского проекта «Рудобельская показуха». Их приговорили к 12 

годам лишения свободы (в условиях усиленного режима) и 8 годам соответственно, а 

также к крупным штрафам. Также к лишению свободы за участие в этом проекте 



заочно приговорили оперную певицу Маргариту Левчук, блогера Илью Соленкова и 

музыканта Владислава Новожилова.  

В Беларуси против блогера Антона Мотолько было возбуждено уголовное дело по 13 

статьям Уголовного кодекса, в конце 2024 года оно было направлено в суд. Создателя 

Telegram-канала «Беларускі Гаюн», а ранее блогера-урбаниста, обвинили, среди 

прочего, в попытке захвата власти, экстремизме и госизмене. 

В результате рассмотрения гражданского иска к блогерам Роману Протасевичу, Яну 

Рудику и Степану Путило, которые ранее уже были осуждены по уголовному делу 

(последние два фигуранта — заочно), 7 мая было вынесено решение суда о том, что 

они должны выплатить более 24,5 млн рублей в качестве возмещения ущерба 

различным государственным органам, якобы причиненного их призывами к протестам. 

Из них 21 млн — в солидарном порядке с осужденным журналистом «Радыё Свабода» 

Игорем Лосиком и другими лицами. 

Особо стоит отметить, что осужденные журналисты и блогеры, находящиеся в местах 

лишения свободы, подвергаются постоянному давлению не только путем изоляции и 

ухудшения условий содержания, но и в виде дополнительного уголовного 

преследования за якобы «злостное неповиновение требованиям 

администрации» по статье 411 Уголовного кодекса: журналисту Игорю Корнею, 

осужденному на 3 года лишения свободы, добавили к сроку 10 месяцев лишения 

свободы, блогеру Дмитрию Козлову, который должен был освободиться, добавили 

год и пять суток лишения свободы; аналогичные уголовные дела были возбуждены в 

отношении журналиста Николая Дедка, который должен был выйти на свободу 25 

апреля 2025 года, и военного аналитика, блогера Егора Лебедка. 

 

ДРУГОЕ ДАВЛЕНИЕ НА ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ 

По данным БАЖ, в 2024 году имели место 30 задержаний журналистов и 66 

обысков в жилых или редакционных помещениях, а также 19 раз журналисты 

подвергались административным арестам. 

В рамках политических чисток 19 февраля за поддержку поствыборных протестов 

были задержаны и, вероятно, уволены ведущая «Альфа-радио» (входит в 

государственный холдинг «СБ. Беларусь Сегодня») Наталья Жуковская и его 

звукорежиссер Дмитрий Куликовский. 

Давление на медиаработников со стороны правоохранительных органов не 

прекращалось. Репрессии против журналистов явно усилились накануне подготовки к 

дню голосования на президентских выборах. 

Так, в начале декабря в Барановичах произошли массовые задержания бывших 

сотрудников газеты “Intex-press” (известно о 7 задержанных), которые, вероятно, 

стали фигурантами уголовного дела за участие в экстремистском формировании. 

Стало широкомасштабным давление на журналистов, вынужденных под угрозой 

репрессий покинуть Беларусь и продолжающих работать из-за рубежа, которое 

осуществлялось посредством обысков по месту их регистрации на родине в рамках 

заочных уголовных дел, запугивания родственников, травли и угроз конфискации 

имущества в пользу государства (в том числе жилья). 



Так, 16 мая после проведения обыска в квартире витебского журналиста Дмитрия 

Казакевича на нее был наложен арест. Кроме того, велась видеосъемка того, как 

сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям выламывают дверь в жилье 

журналиста, позднее эти кадры были использованы в эфире государственного 

телеканала ОНТ. Ведущий Игорь Тур пояснил, что квартира будет продана, а деньги 

за нее будут перечислены в счет возмещения ущерба от санкций, принятых 

западными странами против Беларуси. 

Из 26 обысков, проведенных силовиками в июне-июле, 21 был зафиксирован у 

медиаработников, уехавших за границу и продолжающих работать в СМИ. В 

подавляющем большинстве случаев силовики приезжали с постановлениями на обыск 

по заведенным уголовным делам. 

Получила продолжение практика заочного осуждения журналистов-эмигрантов за 

административные правонарушения: связанной с телеканалом «Белсат» Елене 

Шабуня назначили в Витебске штраф в размере 2800 рублей. Из протоколов, 

присланных по почте, стало известно, что основанием для привлечения к 

административной ответственности стало «распространение экстремистских 

материалов» (статья 19.11 Кодекса об административных правонарушениях). 

Работающие в изгнании представители СМИ столкнулись с давлением на своих 

родственников в Беларуси, травлей в белорусских пропагандистских изданиях. 

Журналисты-эмигранты Дмитрий Лупач из Глубокого и Игорь Казмерчак из Орши 

стали героями публикаций, содержащих оскорбления и клевету. 

Риторика государственных пропагандистов порой являлась языком вражды. 

Главный редактор проправительственной газеты «Минский курьер» Кирилл Казаков 

призывал расстрелять на месте блогера Никиту Мелкозёрова, называя его 

«животным». Кроме того, силовики написали в своем Telegram-канале, что обыски и 

допросы родственников журналиста Мелкозёрова будут проводиться с особым 

отношением. 

23 июля представители Главного управления по борьбе с организованной 

преступностью и коррупцией (ГУБАЗиК) сообщили, что возбудили уголовные дела в 

отношении двух руководительниц TikTok-канала газеты «Зеркало». После обыска они 

заставили их родителей записать видео со словами осуждения в адрес детей. 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ 

ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ВЫРАЖЕНИЯ МНЕНИЙ 

В 2024 году продолжались преследования за нелояльность и инакомыслие под видом 

борьбы с экстремизмом, при этом основной сферой этой борьбы оставалось интернет-

пространство. Кроме того, власти организовали cистематическое проведение 

«профилактических» бесед в вузах, государственных организациях и на предприятиях, 

на которых идеологические работники и представители силовых ведомств 

рассказывали о «внешних врагах», опасности деструктивных интернет-ресурсов, 

«экстремистской идеологии», приписываемой оппозиции и независимым медиа, а 

https://baj.media/be/znjavagi-i-mova-varozhasci-telegram-kanal-blizki-da-silaviko-ckue-zhurnalista-zmitra-lupacha/
https://baj.media/be/pakljopnicki-dopis-pra-igara-kazmerchaka/
https://nashaniva.com/356316


также предостерегали от подписки на запрещенные властями Telegram-каналы и 

любых проявлениях «экстремизма».  

На протяжении года 11 независимых медиапроектов были признаны 

«экстремистскими формированиями». Это “Беларускае Радыё Рацыя”, 

базирующееся в Белостоке (Польша), DW Belarus (Немецкая волна Беларусь), “UDF — 

Новости Беларуси”, “Это Минск, детка” (включая аккаунты в социальных сетях блогера 

Всеслава Пашкевича, известного как «Тутэйшы Шляхціч»), информационный сайт 

непризнанного белорусского общественного объединения «Союз поляков Беларуси» 

ZnadNiemna.pl, проект «Чаго брэшаш?», анализирующий приемы государственной 

пропаганды, гродненский городской сайт s13.ru, медиапроекты «Pozirk», Orsha.eu, 

Media IQ и «Обыкновенное утро». Кроме того, к «экстремистским формированиям» 

были отнесены интернет-ресурсы «Мы не холопы», «Народный репортер» (проект 

бывших политзаключенных блогеров Александра Кабанова и Сергея Петрухина), а 

также социальные сети блогера Олега Желнова. 

Власти впервые применили новую практику — «дополнение в экстремистское 

формирование», когда к числу тех, кто составляли экстремистское формирование в 

соответствии с ранее принятым решением, добавляются новые люди. Это коснулось 

медиапроектов «Зеркало» и KYKY.ORG. 

Продолжились принудительные ликвидации юридических лиц организаций, 

признанных экстремистскими формированиями. 11 марта по заявлению прокуратуры 

была ликвидирована организация ЗАО «БелаПАН» — старейшее белорусское 

информационное агентство, сотрудники которого в 2022 году были осуждены на 

длительные сроки лишения свободы. 

10 осужденных сотрудников СМИ, а также блогер Александр Игнатюк были включены 

в Перечень граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без 

гражданства, причастных к экстремистской деятельности. 

Юрий Дракохруст, Анна Любакова и Елена Тимощук были признаны причастными к 

«террористической деятельности». 

Продолжилось уголовное преследование граждан за любое взаимодействие с 

независимыми СМИ-«экстремистскими формированиями». 

Так, 19 апреля минский суд приговорил Настасью Матяш к двум годам лишения 

свободы по обвинению в «участии в экстремистском формировании» за то, что с 2021 

по 2023 год она работала «языковым консультантом» телеканала «Белсат». 

2 июня был задержан ведущий мероприятий и актер Кирилл Аллахвердян за то, что 

когда-то он снимался в сатирических роликах для телеканала «Белсат» в милицейской 

форме. 

13 сентября историк Игорь Мельников был приговорен к 4 годам лишения свободы за 

интервью «Еврорадио», данное за 5 месяцев до признания того «экстремистским 

формированием»: по версии обвинения, он сделал это, «заведомо зная об 

экстремистской деятельности участников запрещенного в Беларуси 

информационного ресурса, в целях развития и популяризации медиа такой 

направленности и вовлечения в подобную деятельность большего числа граждан». 

https://mvd.gov.by/ru/news/8642
https://mvd.gov.by/ru/news/8642
http://kgb.by/ru/perechen-inf-ru/
https://spring96.org/be/news/116249


Контент независимых СМИ, личных страниц продемократических журналистов и 

общественных деятелей, как и ранее, в большом объеме признавался 

экстремистскими материалами. В поле зрения стали часто попадать аккаунты в 

социальных сетях X и TikTok, также впервые в их число попал аккаунт в социальной 

сети Threads. Впервые в списке «экстремистских материалов» оказался сайт на 

ЛГБТК+ тематику — под запрет попали социальные сети сообщества трансгендерных 

людей в Беларуси. 

13 февраля контент Telegram-канала «БАЖ Белорусская ассоциация журналистов» 

(t.me/bajmedia), а 18 марта и страница baj.media в социальной сети TikTok были 

признаны «экстремистскими материалами». 

Из зарубежных СМИ в Республиканский список экстремистских материалов попали 

медиапроект «Настоящее время» (шесть его тематических выпусков), а также две 

статьи под заголовками «Наш Пушкин» и «Братский народ» как пушечное мясо», 

размещенные на сайте немецкой газеты “Die Tageszeitung”, украинские медиа: 

YouTube-канал информационного агентства УНИАН и восемь ресурсов TELEGRAF. 

4 апреля вышел приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте 

Республики Беларусь, который предусматривает аннулирование доменных имен 

интернет-ресурсов, включенных в Республиканский список экстремистских 

материалов. Первыми независимыми СМИ, подпавшими под эти новые правила, стали 

информационные сайты reform.by и Media-Polesye.by. 

Белорусов уже традиционно массово привлекали к ответственности за 

распространение «экстремистского» контента по статье 19.11 КоАП 

(«Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, 

содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности или 

пропагандирующей такою деятельность). Под «распространением» в основном 

подразумеваются комментарии, репосты, лайки и другие формы интернет-активности. 

Большинство людей привлекают к ответственности за реакции на публикации, 

сделанные еще до признания их «экстремистскими материалами». 

В мае впервые появилась информация о возбуждении уголовного дела за пропаганду 

экстремистской деятельности посредством однократного репоста новости с сайта 

«экстремистского формирования». Ранее это обычно квалифицировалось как 

административное правонарушение. В ГУБАЗиК заявили: «Хватило единственной 

пересылки в публичные чаты новости, ранее опубликованной экстремистским 

формированием, чтобы возбудить уголовное дело по ст. 361−4 УК Беларуси. Теперь 

такая правильная практика будет поставлена на поток и подобные умышленные 

действия будут строго караться». Очевидно, что подобные публикации силовиков 

направлены на запугивание пользователей интернета, которые обращаются за 

информацией к независимым СМИ.  

В 2024 году было зафиксировано административное дело за хранение 

«экстремистских» книг. Так, 1 июня стало известно о наказании в виде 10 суток 

административного ареста жителю Кобрина, который хранил на полке «запрещенную» 

книгу Владимира Орлова «Отечество: детская история. От Рогнеды до Костюшки». 

Суд отметил, что хранение книги на полке считается публичной демонстрацией 

«экстремистских материалов».  

http://mininform.gov.by/documents/respublikanskiy-spisok-ekstremistskikh-materialov/
https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=T62405642
https://news.zerkalo.io/life/67689.html?tg=9


30 октября в Минске был вынесен первый приговор за «отрицание геноцида 

белорусского народа» (статья 130-2 Уголовного кодекса) Андрею Савицкому, 

который администрировал сообщество в социальной сети «Одноклассники». 

Савицкого приговорили к трем годам лишения свободы, также обвинив в оскорблении 

Александра Лукашенко. Поводом для преследования стала публикация, в которой он 

якобы «отрицал массовое уничтожение мирных жителей села Хатынь солдатами 

118-го шуцманшафт-батальона полиции безопасности и специального батальона 

СС О. Дирлевангера в результате карательной операции 22 марта 1943 года». 

 

ОГРАНИЧЕНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫМИ МЕРАМИ 

Министерство информации совместно с другими государственными 

структурами ограничивало доступ к «нежелательной» информации цензурными 

мерами. Основания для этих ограничений вышли за рамки «борьбы с 

экстремизмом» и нарушениями Закона «О средствах массовой информации». 

8 апреля Министерство информации, на основании уведомления Министерства 

иностранных дел, впервые приняло ответные меры в отношении иностранных 

СМИ: в связи с введением запрета на деятельность отдельных белорусских СМИ на 

территории Латвии, Литвы и Эстонии ведомство приняло решение об ограничении 

доступа к ряду медиа этих стран на территории Беларуси (не приводя перечень 

иностранных СМИ).  

Министерство информации традиционно осуществляло мониторинг публикаций 

в Интернете, инициировало блокировку сайтов и выносило предупреждения. 

20 сентября вновь назначенный министр информации Марат Марков на пленарном 

заседании международной конференции «Международные стандарты в 

избирательном процессе: опыт и перспективы развития» заявил, что подчиненная ему 

структура все больше внимания уделяет «регулированию информационного 

пространства». В частности, он сообщил, что по состоянию на 1 сентября 

Министерство информации заблокировало около 14 тыс. интернет-ресурсов, из 

которых более 5 тыс. были признаны «экстремистским» контентом — количество 

запрещенных сайтов выросло почти в 35 раз по сравнению с периодом 2015–2020 

годов. 

Так, сайт расследовательского информационного медиапроекта «Бюро Медиа» 

(buromedia.io.) был заблокирован 5 января, примерно через 30 минут после 

размещения публикации о Белорусском Красном Кресте. 

Доступ пользователей к региональному информационному интернет-изданию «Мой 

Брест» (www.mybrest.by) был ограничен 9 января из-за «обнаруженного» 

Мининформом нарушения законодательства о СМИ — наличия гиперссылки на 

«экстремистский» belsat.eu в публикации от 2017 года. 

В июне-июле Мининформ ограничил доступ к сайтам baranovichi24.by (из-за наличия 

ссылок на «экстремистские» СМИ) и Katolik.life (без указания причин). Последний 

ранее был заблокирован в России, вероятно, из-за того, что на нем затрагивалась 

тема войны в Украине. 

https://www.sb.by/articles/v-minske-vynesen-prigovor-za-otritsanie-genotsida-naroda-i-oskorbleniya-prezidenta.html


2 августа редакция телепрограммы «8 канал» получила письменное предупреждение 

Мининформа «за нарушение требований национального законодательства о СМИ» — 

распространение запрещенной информации. 

1 октября в Беларуси ввели «временное приостановление» доступа к российскому 

онлайн-кинотеатру Okko из-за нарушения статьи 38 Закона о СМИ в части 

«размещения на данном ресурсе запрещенной информации, направленной на 

пропаганду насилия и жестокости» (суть претензий Мининформа не раскрывалась). 

Цензура проявлялась в разных формах и затрагивала не только средства 

массовой информации. 

Государственный телеканал СТВ подверг цензуре трансляцию чемпионата Европы по 

футболу, в последний момент отказавшись от показа в Беларуси матчей сборной 

Украины, которые уже были включены в сетку вещания. 

Сайты государственных СМИ («Гомельская правда», «Гомельскія ведамасці», 

«Беларусь 4 Гомель», «Первый городской телеканал», а также областные газеты) и 

местных администраций Гомельской области стали проводниками своеобразной 

«самоцензуры» — в мае они заблокировали вход для посетителей из-за рубежа. 

«Белорусский N-корпус» (сборник текстов на современном белорусском языке) стал 

жертвой политической цензуры. Когда в январе 2024 года после полугодового 

бездействия ресурс возобновил работу, с него исчезли почти 90% текстов, включая 

публикации независимых белорусских СМИ. Возрожденный корпус интернет-ресурсов 

теперь включает только сайты государственных БелТА, газеты «Звязда», 

Белтелерадиокомпании и официальный сайт Александра Лукашенко. 

В июне стал недоступным для посетителей архив сайта холдинга «Культура і 

Мастацтва», объединяющего тематические издания — еженедельную газету 

«Культура” и журнал “Мастацтва”. Сайт перестал наполняться в 2021 году, но 

оставался доступен для пользователей. По сути, там была собрана вся история 

белорусского искусства с начала XXI века, в том числе и неофициального, но многие 

герои публикаций оказались в тюрьме или в эмиграции, а их творчество не 

соответствует текущим идеологическим установкам. Новый сайт холдинга 

(https://kultura-info.by) начинает отсчет идеологически правильных публикаций о 

белорусской культуре с лета 2022 года. 

По политическим мотивам было полностью уволено все руководство «Летапіса» — 

подразделения национальной киностудии «Беларусьфильм», отвечающего за 

создание документального кино. Также уволили режиссера-документалиста Галину 

Адамович, которая является призером многочисленных кинофестивалей. Поводом 

стали вопросы к новым работам режиссера, а последней каплей стало появление в 

одном из фильмов фонограммы, посвященной Украине. 

Цензуре подвергались даже рекламные публикации. Так, в феврале сеть магазинов 

«Мила», после оскорблений и обвинений в провластных Telegram-каналах, была 

вынуждена удалить пост в Instagram, в котором фигурировал известный ведущий 

Евгений Перлин, ушедший с государственного телевидения после президентских 

выборов 2020 года. 

https://bnkorpus.info/korpus.be.html


Давление коснулось явно лояльных властям блогеров из Гомеля Максима 

Филиповича и Евгения Котлярова, — в январе они были вынуждены удалить (или 

отправить в закрытый доступ) сотни своих предыдущих видеороликов критического 

характера. Первый сделал это после отбытия 15-суточного административного ареста, 

а второй — после публикации записи разговора с местным руководителем, которая, 

вероятно, имела для него определенные неприятные последствия. Избежать 

уголовного преследования Котлярову в дальнейшем не удалось.  

Белорусские СМИ, работающие в изгнании, попадали под запрет не только в 

Беларуси, но и в Российской Федерации. 

26 января Министерство юстиции России признало издание «Вот так» иностранным 

агентом. Это международный русскоязычный проект телеканала «Белсат», 

ориентированный на постсоветское пространство. С 2020 года он функционирует как 

информационный портал, где публикуются новости, аналитика, экспертные мнения, 

репортажи и интервью. В издании работают журналисты из России, Беларуси, 

Украины и других стран региона. 

25 июня в ответ на блокировку Евросоюзом ряда российских СМИ Россия 

заблокировала доступ к телеканалу «Белсат» (в числе других иностранных медиа). 

13 сентября Генеральная прокуратура Российской Федерации признала 

«нежелательной» деятельность телеканала «Белсат». В официальном заявлении 

прокуратуры в отношении «польской организации Belsat» говорится, что «одной из 

ключевых задач является дискредитация внутренней и внешней политики российских 

властей, создание негативного образа нашей страны и критика интеграционных 

процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии». 

19 августа запрещенное в Беларуси интернет-издание Reform.news получило от 

российского надзорного органа Роскомнадзор уведомление о блокировке для 

пользователей из России в случае отказа удалить информацию в течение суток. 

12 ноября Министерство информации потребовало от распространителей 

печатной продукции провести ревизию печатных изданий и исключить из продажи 

те из них, которые могут нанести ущерб национальным интересам. Точный перечень 

изданий изначально не был указан, но имелись в виду те, которые: 

● искажают историческую правду и справедливость, 

● пропагандируют нетрадиционные сексуальные отношения, религиозную 

нетерпимость, насилие, жестокость и порнографию, разжигающие вражду и 

ненависть, 

● популяризируют нетрадиционные для белорусского общества субкультуры, 

● посвященные половому воспитанию детей и способные оказать негативное 

влияние на их физическое и психическое развитие, искажающие представление 

об истинных семейных ценностях. 

21 ноября на заседании Республиканской комиссии по оценке символики, атрибутики и 

информационной продукции был утвержден «Список печатных изданий, 

содержащих информационные сообщения и (или) материалы, распространение 

которых способно нанести вред национальным интересам Республики 

Беларусь», состоящий из 35 наименований, среди которых манга, романы на ЛГБТК+ 

тематику, эротическая проза и неофициальные работы по истории Беларуси. 

https://d1j52mw0aso44.cloudfront.net/by/naviny/v-gomele-zachistka-provlastnyh-blogerov.html
https://minjust.gov.ru/ru/events/49936/
https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=97885530
https://reform.news/roskomnadzor-snova-zablokiroval-reform-news
http://mininform.gov.by/news/actual/vnimaniyu-rasprostraniteley-pechatnoy-produktsii/
http://mininform.gov.by/documents/spisok-pechatnykh-izdaniy-soderzhashchikh-informatsionnye-soobshcheniya-i-ili-materialy-rasprostrane/


Министерство информации запретило распространение этих изданий на территории 

Республики Беларусь под угрозой прекращения действия свидетельства о 

государственной регистрации в качестве распространителя печатных изданий на 

основании статьи 33 Закона Республики Беларусь «Об издательской деятельности». 

 

СОБЫТИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИАСЕКТОРЕ 

Пропагандистская деятельность государственных СМИ продолжалась на фоне 

репрессий против негосударственных медиаресурсов и идеологизации различных 

сфер жизни. 

В 2024 году она получила продолжение и в рамках Союзного государства. 29 

января на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства России 

и Беларуси в Санкт-Петербурге было подписано постановление о создании 

медиакомпании Союзного государства для создания и продвижения общих 

медийных нарративов. Эта идея озвучивалась Александром Лукашенко на 

протяжении нескольких лет. По словам министра цифрового развития, связи и 

массовых коммуникаций Российской Федерации Максута Шадаева, в медиахолдинг 

войдут две уже существующие еженедельные газеты «Союзное вече» и «Союз. 

Беларусь — Россия”, журнал «Союзное государство» и телерадиовещательная 

организация Союзного государства, которые будут обеспечивать «единую 

скоординированную политику». На запуск медиахолдинга из бюджета Союзного 

государства должен быть выделен 1 млрд российских рублей (около 11 млн 

долларов). Его главный офис находится в Москве, а представительство — в Минске. В 

состав холдинга планируется включить «ресурсный центр», который будет создавать 

контент для распространения через электронные средства информации. 

5 ноября на заседании Совета министров Союзного государства была создана 

медиакомпания Союзного государства — утверждены ее устав и состав 

наблюдательного совета. Планируется, что она будет заказчиком контента, 

направленного на освещение основных событий и достижений союза Беларуси и 

России, в том числе на других информационных площадках. Также было принято 

постановление о разработке стратегии формирования общего информационного 

пространства Союзного государства. 

В самой Беларуси продолжилось создание медиахолдингов (объединенных 

редакций) из местных государственных газет. В ходе заседания Брестского 

облисполкома 25 января сообщалось о создании в регионе трех таких редакций. 

Начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи 

Брестского облисполкома Татьяна Гагакова заявила, что «работа в интернет-

пространстве — задача №1 для современных СМИ», поэтому  в двух редакциях 

привлекли к работе блогеров. По словам присутствовавшего в Бресте министра 

информации Владимира Перцова, в Беларуси выстроена «эффективная система 

подачи информации, но местами ее нужно заострить и переформатировать: в 

Брестской области это удалось выполнить на 97%”. 

8 апреля Владимир Перцов, занимавший должность министра информации, был 

назначен заместителем главы Администрации президента. Тогда же Александр 

Лукашенко заявил, что тому «надо подтянуть, привести в порядок средства 

https://soyuz.by/projects/dekrety-vysshego-gosudarstvennogo-soveta-soyuznogo-gosudarstva/postanovlenie-ot-29-yanvarya-2024-g-3-o-sozdanii-mediakompanii-soyuznogo-gosudarstva
https://tass.ru/obschestvo/19847771
https://ria.ru/20241105/mediakompaniya-1981949172.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
https://baj.media/be/u-bresce-chynouniki-azadachylisya-chamu-lyudzi-mensh-chytayuc-dzyarzhaunyya-gazety-vyysce/
https://president.gov.by/ru/events/vladimir-percov-naznachen-zamestitelem-glavy-administracii-prezidenta


массовой информации все, идеологическую работу» и сосредоточиться на вопросах 

пропаганды и контрпропаганды. 

Государственные органы и СМИ активизировали свою пропагандистскую 

деятельность в преддверии «электоральной кампании» — дня голосования на 

выборах Александра Лукашенко 26 января 2025 года. 

12 сентября начал работу мультимедийный портал VIDEOBEL.BY, который должен 

аккумулировать общественно-политический контент ведущих белорусских 

государственных медиа и проводить прямые трансляции, в частности, с мероприятий 

с участием Александра Лукашенко. 

17 сентября в Беларуси начал вещание новый государственный телеканал «Первый 

информационный», который был включен в обязательный общедоступный пакет 

телепрограмм. — его специфика в многочасовом вещании новостей. 

14 ноября Министерство информации сообщило, что предъявило требования об 

устранении нарушений Закона о средствах массовой информации пяти владельцам 

интернет-ресурсов, распространяющих телепрограммы. В ходе очередного 

мониторинга Интернета ведомство выявило ряд распространителей телепрограмм, 

которые не в полном объеме предоставляли обязательный общедоступный пакет 

телепрограмм. Министерство информации пригрозило ограничить доступ к этим 

интернет-ресурсам в случае невыполнения требований. Ранее оно уже ограничивало 

доступ к российскому онлайн-кинотеатру Okko. 

Пропагандистская деятельность государственных СМИ привела к 

дополнительным ограничительным мерам со стороны других государств. 

В марте Латвийский национальный совет по электронным СМИ (НЭСМС) принял 

решение о блокировке доступа к сайтам телеканала ОНТ (ont.by) и государственного 

медиахолдинга SB. Belarus Today (sb.by) как причастным к распространению 

агрессивной российской пропаганды и языка вражды. Министерство информации 

Беларуси выступило с заявлением о «неприемлемых действиях, направленных на 

ограничение свободы слова и преднамеренное лишение граждан Латвии права на 

получение полной и объективной информации».  

В апреле стало известно, что приостановление членства Белтелерадиокомпании в 

Европейском вещательном союзе (EBU), изначально рассчитанное до июля 2024 года, 

станет бессрочным, если ситуация не улучшится. Оно действовало с мая 2021 года и 

было мотивировано отсутствием объективности, свободы и независимости прессы, 

репрессиями в отношении журналистов и трансляцией так называемых «покаянных» 

видео, которые приравниваются к пыткам. 

На фоне международных санкций Министерство информации решило использовать 

механизм их обхода на основе принятого в 2023 году закона, который позволяет 

использовать объекты интеллектуальной собственности без согласия 

правообладателя, если тот включен в список «недружественных» стран. 

Постановлениями Министерства от 14 февраля и 19 апреля в этот список были 

включены Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА) и Союз 

европейских футбольных ассоциаций (УЕФА), что формально позволяет 

транслировать в Беларуси футбольные чемпионаты без получения соответствующего 

разрешения.  

http://mininform.gov.by/news/all/pyati-vladeltsam-internet-resursov-vyneseno-trebovanie-ob-ustranenii-narusheniy-zakona-o-smi-/
https://t.me/mininform
https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22441166
https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22441422


Государственные СМИ в Беларуси обходили введенные против них санкции, нарушая 

правила трансляции спортивных соревнований. 7 июня Министерство информации 

пополнило перечень спортивных соревнований, которые можно транслировать в 

Беларуси без согласия правообладателей, матчами Лиги наций и товарищескими 

матчами с участием сборной Беларуси по футболу. Их разрешили показывать без 

согласия УЕФА. 

28 июля белорусский государственный телеканал «Беларусь 5» показал часть 

трансляции заплыва с Олимпиады, в котором принимала участие белорусская 

спортсменка, не имея при этом прав на показ (его никак не анонсировали и не 

комментировали). 

5 августа Евросоюз ввел новые санкции против белорусских силовиков и 

пропагандистов, среди которых оказались генеральный директор информационного 

агентства БелТА Ирина Акулович, бывший руководитель пресс-службы Александра 

Лукашенко Дмитрий Жук и ведущий телепрограммы «Сенат» на канале СТВ Никита 

Рачиловский. Мининформ в соответствующем заявлении в тот же день назвал эти 

санкции «грубейшим нарушением норм международного права». 

https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22441672
https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2024/08/05/belarus-eu-lists-further-28-individuals-for-participation-in-internal-repression/

